Карта сайта Связаться с нами Поиск:
 
cnopm.ru
  • Футбол
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Бокс
  • Л.атлетика
  • Велоспорт
  • Гимнастика
  • Остальные

Главная / Велоспорт / Тренировка / 1984 год / Анализ тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км

Анализ тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км

      0      
Дата: Январь 1984

Тактика прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследовании на 4 км заключается в умении спортсмена рационально распределить усилия на дистанции в зависимости от типа заезда, когда необходимо либо показать высокий результат, либо добиться победы над соперником (Красников А. А., 1966, Бахвалов В. А., 1979). При этом спортсмены должны учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на спортивный результат: качество экипировки, инвентаря и полотна трека, метеоусловия (если трек открытый) и др. Из внутренних факторов наибольшее значение имеют уровень специальной подготовленности спортсменов на данном этапе и индивидуальные особенности механизмов энергообеспечения, влияющие на тактические варианты прохождения дистанции.

В результате типологии раскладок соревновательной скорости в индивидуальной гонке преследования на 4 км было предложено несколько различных вариантов динамики дистанционной скорости. Так, В. А. Бахвалов (1966) выделил пять различных вариантов раскладки, а А. А. Красников (1968) рекомендовал рассматривать только три варианта. Ю. К. Дравниек (1981), проанализировав более 1000 заездов на этой дистанции, выделил четыре варианта. Практически вс-е авторы, изучающие типологию раскладок, как правило, выделяют четыре основных типа распределения усилий на дистанции:
  • 1. Относительно равномерное прохождение дистанции.
  • 2. Преодоление первой половины дистанции быстрее, чем второй.
  • 3. Преодоление второй части дистанции быстрее, чем первой.
  • 4. Преодоление дистанция с резко переменной скоростью.

Большинство авторов считают, что наиболее рациональным вариантом распределения усилий в индивидуальной гонка преследования на 4 км является относительно равномерное поддержание скорости на всей дистанции (1-й тип). Критерием оптимальности тактики при этом, как правило, выбирается сам спортивный результат (Т — →min) и реже среднее линейное отклонение скорости на отдельных участках дистанции от среднедистанционной скорости в гонке



Некоторые авторы, например Ю. К. Дравниек (1977—1981) и М. А. Андрюнин с соавт. (1981) основным критерием оптимальности тактики считают показатель энергетической стоимости выполненной работы. Ими было определено, что тактические варианты распределения сил индивидуально-оптимальны и зависят от энергетического потенциала спортсмена.


Итак, на сегодняшний день у специалистов по велосипедному спорту нег единого мнения по вопросу выбора оптимальной тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение закономерностей тактики в условиях соревновательной деятельности гонщиков-преследователей.

Для этого в работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить тактические варианты прохождения дистанции индивидуальной гонки преследования на 4 км спортсменами высокой квалификации.

2. Выявить особенности тактики прохождения дистанции 4 км в зависимости от типа заезда.

Методика и организация исследования


Вся работа была проведена на олимпийском велотреке в Крылатском, позволяющем более качественно изучить тактическую деятельность велосипедистов, поскольку на варианты распределения усилий в гонке не оказывают влияния метеоусловия и другие факторы, имеющие место на открытых треках.

Было проанализировано более 150 графиков прохождения дистанции индивидуальной гонки преследования на 4 км сильнейшими гонщиками СССР и мира за период с 1980 по 1983 г. На первом этапе работы было рассмотрено 80 графиков предварительных заездов, в которых спортсмены отбираются в числе 16 или 8 участников, продолжающих борьбу в соревнованиях. По мнению ряда авторов (В. А. Бахвалов, 1960; А. А. Красников, 1968, Ю. Г. Крылатых, 1980 и др.), именно в заездах на время велосипедисты стремятся пройти дистанцию с оптимальной скоростью, а вариант распределения усилий на дистанции отражает уровень их специальной подготовленности.

На втором этапе работы исследовалась динамика скорости преодоления дистанции 4 км в финальных заездах.

Результаты исследования


Анализ графиков прохождения гонщиками дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км показал, что на различных участках дистанции изменяется:
  • стартовый набор скорости,
  • падение скорости до уровня ниже среднедистанционной,
  • поддержание скорости,
  • увеличение скорости на финише.

Рис. 1. Распределение средней скорости на всесоюзных соревнованиях 
Рис. 1. Распределение средней скорости на всесоюзных соревнованиях →
Однако информация, полученная при регистрации и анализе динамики соревновательной скорости, сама со себе не позволяет решить вопрос о причинах изменения скорости на дистанции. Иными словами, не ясно, приводит ли увеличение скорости на предыдущем участке дистанции к вынужденному снижению скорости на последующем, более ясную картину дает корреляционный анализ связей между величинами скорости на отдельных километрах дистанции гонки. Заметим, что использовать корреляционный анализ можно лишь в том случае, если результаты измерения подчиняются закону нормального распределения.

Поэтому был построен график эмпирического закона распределения средней скорости в исследуемых заездах (рис. 1). В результате было установлено, что средние величины скорости велосипедистов подчиняются нормальному закону распределения. Поэтому для вычисления коэффициентов корреляции можно использовать формулу Бравэ-Пирсона (табл. 1).




Из табл. 1 видно, что средняя скорость первого километра дистанции имеет незначительную связь со вторым километром и практически не оказывает влияния на третий и четвертый километры дистанции. А поддержание высокой скорости на втором километре положительно влияет на результат прохождения третьего километра дистанции (rtk=0,766). Способность удерживать высокую скорость на третьем километре дистанции положительно влияет на время преодоления четвертого километра (rtk=0,674). Следовательно, на среднюю скорость преодоления последующего участка дистанции оказывает влияние скорость, показанная на предыдущем участке.

Рис. 2. Распределение средней скорости на отдельных участках дистанции 
Рис. 2. Распределение средней скорости на отдельных участках дистанции →
Статистические методы исследования позволили не только выявить влияние скорости прохождения одного участка дистанции на другой, но и определить значимость времени прохождения каждого участка дистанции на конечный результат. Для этого мы определили коэффициент корреляции между средней скоростью, показанной в гонке, и скоростью, зафиксированной на отдельных участках дистанции (рис. 2). Как видно, скорость на первых трех кругах имеет невысокую корреляционную связь с результатом в гонке (rtk=0,212—0,433). Средняя скорость, показанная с четвертого по одиннадцатый круги, имеет наибольшую корреляционную связь с результатом (rtk=0,613—0,844). Скорость на последних двух кругах имеет корреляционную связь с результатом на уровне rtk=0,251—0,655. Полученные данные свидетельствуют, что на результат в индивидуальной гонке преследования на 4 км оказывает влияние в основном способность гонщиков поддерживать высокую скорость в середине дистанции. Начало дистанции и финишное ускорение не являются определяющими в общем результате, поскольку выполняются всеми гонщиками с различной скоростью.

С этих позиций мы и подошли к изучению тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км у спортсменов высокой квалификации. В зависимости от динамики стартового ускорения, динамики скорости в середине и конце дистанции все исследуемые графики прохождения дистанции были разделены на 9 групп, представляющих различные варианты распределения усилий (табл. 2).




Поскольку ранее ни одна из классификаций динамики соревновательной скорости в гонке на 4 км не имела такого количества исследуемых тактических вариантов раскладок, мы предприняли попытку описать и охарактеризовать каждый из них.

1. Динамика дистанционной скорости носит переменный характер. После выполнения стартового ускорения и снижения скорости до уровня среднедистанционной наблюдается увеличение скорости в середине дистанции и ка финише при максимальном повышении скорости на старте +6,019% и снижении ее до —2,614%.

2. Скорость в начале дистанции превышает среднедистанционную на +9,495%, затем снижается (—1,726%) и остается практически неизменной до финиша.

3. Повышение скорости связано с выполнением сильного стартового ускорения, превышающего на 6,688% среднедистанционную скорость. В дальнейшем наблюдается снижение скорости сначала до уровня среднедистанционной, а затем и ниже среднедистанционной при максимальном снижении на —3,881% и некотором увеличении при финишном ускорении.

4. Разновидность третьего варианта при еще более сильном повышении скорости в начале дистанции (+7,624%) и характерном удержании скорости после каждого ее снижения. Максимальное снижение скорости составляет —3,972% от среднедистакционной.

5. Отмечается относительно равномерное прохождение дистанции. Максимальное повышение среднедистанционной скорости на старте составило +3,278%, а максимальное снижение в конце дистанции —2,355%.

6. Повышается среднедкстанционная скорость в начале и в конце дистанции и удерживается практически на одном уровне ниже среднедистанционной, в середине гонки. Максимальное повышение среднедистанционной скорости на старте составляет +5,736%.

7. Разновидность пятого варианта при значительном повышении среднедистанционной скорости на старте (+7,799%) и более раннем снижении скорости к финишу. Максимальное снижение среднедистанционной скорости составляет —4,939%.

8. Постепенное снижение скорости до финиша после выполнения стартового ускорения. Максимальное повышение среднедистанционной скорости составляет +10,125%, а минимальное снижение —6,349%.

9. После стартового ускорения скорость в гонке постепенно снижается практически на всей дистанции, за исключением короткого финишного отрезка, где скорость увеличивается. Максимальное повышение скорости составляет +8,988%, максимальное снижение —6,047% от среднедистанционной.


Рассчитанный коэффициент корреляции (rtk) меж_ду среднедистанционной скоростью в гонке (V) и величиной среднего линейного отклонения скорости на отдельных участках дистанции



равен —0,790%, при P<0,1. Это свидетельствует, что высококвалифицированные велосипедисты стремятся к более равномерному поддержанию скорости на дистанции гонки. Явление это не случайное, а закономерное и зависит от индивидуальных возможностей организма спортсмена. Полученные данные по характеру динамики скорости в гонке согласуются с проведенными ранее лабораторными исследованиями при моделировании соревновательной деятельности на велоэргометре (А. И. Головачев, Ю. Г. Крылатых, 1981).


Чаще всего использовались варианты III, IV и VII, при которых среднедистанционная скорость наблюдалась в диапазоне 13,577—-13,842 м/с (см. табл. 2). Победители соревнований в основном применяли I и III тактические варианты, а аутсайдеры — V, VI, VIII и IX варианты.

Рис. 3. Линейное отклонение скорости на отдельных отрезках 
Рис. 3. Линейное отклонение скорости на отдельных отрезках →
Дальнейшее исследование тактики прохождения дистанции в индивидуальной гонке преследования на 4 км выявило, что на динамику скорости не всегда оказывают влияние действия соперника в заезде. Так, в различных по типу заездах было отмечено, что сильнейшие спортсмены мира стремятся придерживаться одного тактического варианта (рис. 3). Например, спортсмен из команды ГДР X. Вольф, занявший 4-е место на XXII Олимпийских играх, в предварительном, четвертьфинальном и полуфинальном заездах (см. рис. 3, а) преодолевал дистанцию, используя по предложенной нами классификации VIII тактический вариант. При этом в предварительном заезде, когда спортсмены стартовали по одному, X. Вольф установил новый мировой рекорд (4.39,96) для закрытых велотреков. В финальном заезде X. Вольф использовал VI тактический вариант, начав гонку медленнее, чем обычно на —2,25%. Относительно равномерно прошел 2-й и 3-й км дистанции и увеличил скорость на финише на +1,66% относительно среднеднстанционной. В этом заезде гонщик из ГДР показал один из лучших своих результатов (4.37,38), однако этого было недостаточно для победы над Х.-Х. Орстедом, занявшим 3-е место, — 4.36,54.

Чемпион Олимпийских игр 1980 года Р. Дилл-Бунди использовал в своих заездах VI тактический вариант (см. рис. 3, б). Учитывая свои скоростные возможности, швейцарский велосипедист начал гонку с высокой скоростью, превышая среднедистанционную более чем на 2—3%. Затем, после падения скорости на 1—2% ниже среднедистанционной, удерживал ее до девятого круга. В заключительной части дистанции, как правило, значительно увеличивал скорость (финишное ускорение), что позволило ему в финальном заезде на 8% превысить среднедистанционную скорость. Следует отметить, что при таком варианте распределения сил в гонке Р. Дилл-Бунди показал абсолютно лучшее время прохождения 4-километровой дистанции (4.32,29).

Рис. 4. Техника прохождения дистанции индивидуальной гонки преследований на 4 км 
Рис. 4. Техника прохождения дистанции индивидуальной гонки преследований на 4 км →
Таким образом, высокий спортивный результат в индивидуальной гонке преследования на 4 км может быть показан практически при любом варианте распределения усилий в гонке. Это еще раз подтвердило наше экспериментальное исследование в лабораторных условиях (М. А. Андрюнин с соавт., 1981), показавшее целесообразность использования понятия индивидуально-оптимального варианта распределения сил в гонке, позволяющего полностью исчерпать энергетический потенциал, зависящий от специальной подготовленности спортсменов. Поэтому мы считаем, что для каждого спортсмена существует свой индивидуально-оптимальный тактический вариант.

Отметим, что проводимое нами наблюдение за использованием вариантов распределения усилий в гонке сильнейшими велосипедистами СССР, выявило сохранение индивидуальных особенностей показателей тактики. Так, например, у неоднократного чемпиона СССР змс А. Краснова характер распределения усилий в гонках на протяжении 1980—1981 гг. (рис. 4) носил идентичный характер. Спортсмен использовал III тактический вариант. После превышения среднедистанционной скорости на 6— 8% во время стартового ускорения следовало снижение скорости до 5-го круга. Затем спортсмен удерживал скорость, близкую к среднедистанционной. Лучше всего А. Краснову удалось это сделать на зимнем первенстве СССР (27.01,81), где он показал высокий спортивный результат — 4.36,10.

Таким образом, мы пришли к выводу, что у велосипедистов высокой квалификации характер распределения усилий в гонке (динамика скорости) индивидуально-оптимален и сохраняется не только в зависимости от типа заезда, но и практически не изменяется на протяжении длительного времени участия в соревнованиях.

А. И. Головачев, ВНИИФК, Ю. Г. Крылатых, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК.

Велосипедный спорт. Ежегодник. 1984 год.


Предыдущие статьи
→ О технике педалирования велосипедистов-шоссейников
→ Индивидуальность и оптимальность вариантов ведения гонки
→ Эффективность работы спортсмена при гонке преследования на 4 км
→ Измерение факторов для оценки скоростно-силовой подготовленности
→ Влияние тренировочных нагрузок на равнине и в горах
→ Факторы влияющие на силу воздушного сопротивления в велоспорте
→ Тенденции двухциклового планирования подготовки велосипедистов
→ Тренировка шоссейников при различном объеме нагрузки
→ Оценка качества педалирования велосипедиста
→ Особенности подготовки к заездам на сверхдлинные дистанции
 
Текущая статья
• Анализ тактики в индивидуальной гонке преследования на 4 км
 
Следующие статьи
→ Индивидуализация скоростно-силовой тренировки спринтеров
→ Комплексный стенд для тестирования велосипедистов
→ Датчики темпа педалирования

Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code


Напишите свой отзыв к этой статье


Пока нет комментариев, смелее!



Сколько будет 17 + 28 =

       



Меню раздела Велоспорт
Чемпионаты Велосипедисты Тренировка Велосипед и здоровье Информация


Похожие статьи
Эффективность работы спортсмена при гонке преследования на 4 км
Лутц Хесслих — чемпион в спринтерской гонке на 1 км 1980 года
Олег Чужда — чемпион мира в командной гонке на 100 км


Поделитесь информацией


Cnopm.ru © 2014 ♦ Связаться с нами ♦ Карта сайта ♦ Поиск по сайту
Футбол:
Чемпионаты Европы · Чемпионаты мира · Чемпионаты России · Стадионы · Команды · Футболисты · Болельщики · Судейство · Футбольные новости · Информация · Интервью · Дневник · Финансы · Мини-футбол
Хоккей:
Чемпионаты · Хоккейные стадионы · Команды · Хоккеисты · Хоккейные новости · Информация · Интервью · История · Хоккей на траве
Баскетбол:
Профессиональный · Любительский · Команды · Игроки · Интервью · Информация
Бокс:
Чемпионаты · Правила бокса · Тренировка · Врачебный контроль · Боксеры · Инвентарь и тренажеры · Информация
Легкая атлетика:
Олимпиада · Чемпионаты · Бег · Толкание ядра · Прыжки · Спортсмены · Тренировка · Информация · Интервью
Велоспорт:
Чемпионаты · Велосипедисты · Тренировка · Велосипед и здоровье · Информация
Гимнастика:
Чемпионаты · Гимнасты · Тренировка · Теория · Информация
Другие виды:
Волейбол · Гандбол · Регби · Водное поло · Большой теннис · Настольный теннис · Бадминтон · Панорама · Развитие спорта · Интервью · Информация