Если судить по результатам победителей крупнейших соревнований последних 15 лет, то толкание ядра — один из консервативных видов легкой атлетики. Эти результаты колеблются в диапазоне 20,50—21,50, каждый раз отставая от прогноза примерно на 0,5—1,5 м. После П. О'Брайена (середина 50-х годов) в толкании ядра нет явных лидеров, и поэтому победить может каждый атлет, имеющий результаты от 20,50 и выше и сумевший лучше подготовиться к конкретному сроку соревнований. Так произошло в 1972 г., когда в Мюнхене победил В. Комар (21,18), в 1976 г. в Монреале, когда выиграл У. Бейер (21,05), и на Московской олимпиаде, когда победу одержал В. Киселев (21,35). Не стал исключением и первый чемпионат мира в Хельсинки, где толкание ядра выиграл поляк Э. Саруль (родился 16 ноября 1958 г., вес 112 кг при росте 195 см) с результатом 21,39.
Эти факты заставляют предполагать, что и на XXIII Олимпийских играх достаточно будет показать для победы результат в пределах 21,50, если только заокеанским толкателям не помогут «родные стены» (эта оговорка вызвана событиями на Панамериканских играх в Каракасе, когда группа атлетов США покинула состязания, опасаясь анаболического контроля).
Чем же вызвано подобное постоянство результатов победителей крупнейших соревнований? А тем, что в последние годы усилия ученых и тренеров были направлены главным образом на поиск путей увеличения двигательной активности спортсменов, а работа по совершенствованию технологических приемов отошла на второй план. Вот и в Хельсинки Эдвард Саруль не показал нового уровня результатов, потому что не показал ничего нового и в технике толкания ядра.
Вспоминаю справедливые слова В. И. Алексеева, который говорил, что только с помощью новых движений (он имел в виду новый рисунок или новый ритм движения) можно надеяться достичь небывалых еще результатов. В технике же Саруля можно угадать детали, присущие В. Комару и У. Бейеру, а его ритм толкания (преднамеренно медленный, плавный замах и активный разгон в скачке) схож с ритмом Д. Лонга и Р. Матсона. В целом же это еще одна копия в стиле П. О'Брайена. Пожалуй, только основную часть толчка в опоре на обеих ногах чемпион мира 1983 г. выполняет быстрее, чем его предшественники.
На кинограмме — попытка Э. Саруля на 21,04. Зная, что автор кинограммы В. Папанов пользуется частотой съемки 24 кадра в секунду, можно с точностью, вполне пригодной для тренеров-практиков, определить временные параметры движений чемпиона мира. Так, часть замаха, которую мы видим на кадрах 2—4, длится 1,2 с; путь который проходит левая стопа, близок к дуге 180°. Если допустить, что начало замаха было таким же плавным, как и его продолжение, и левая стопа прошла путь по дуге 90 то можно считать, что весь замах длится у польского атлета не менее 1,8 с.
Последующие действия Саруля длятся: разгон скачком и сам толчок — около 0,78 с, толчок правой ногой и мах левой (кадры 4—7) — около 0,33 с, сгибание правой ноги (кадры 8—10) — 0,17 с, постановка у сегмента левой стопы (кадры 11—12) — 0,08 с, двухопорная часть толчка (кадры 13—15) — 0,12 с, одноопорная и безопорная части (кадр 17) — по 0,04 с каждая.
Характерными для Э. Саруля являются движения, запечатленные на кадрах 10—17. Толчок начинается с момента опоры на правой ноге (кадр 10), как у У. Бейера. Движение на постановку стопы у сегмента (кадры 10—13) помогает начать вывод вперед правого бедра и области таза (кадр 13). Дальнейшее движение — «изюминка» техники Саруля (кадры 13— 15). Он с такой быстротой выдвигает вперед таз, живот и грудь, что снаряд отстает, отходит от шеи в область плечевого сустава. Это очень выгодно для последующего движения рукой точно по оси, проходящей через центр ядра, или, как говорят метатели, для попадания в ядро. (У чемпиона Римской олимпиады У. Нидера ядро сползало еще ниже и выход вперед тазом, животом и грудью был еще выразительнее. Стоит ли удивляться тому, что современные метатели показывают такие же результаты, как и 23 года назад!).
В положении на кадре 15 правая нога безопорна, но Эдвард умеет, упираясь или, вернее, толкаясь навстречу левой ногой, еще дальше продвинуть вперед таз, живот и грудь (кадры 16—17). Это умение не поддается пока описанию и потому, что лежит в области внутренних ощущений спортсмена, и потому, что этот элемент техники мало исследован и отдельные моменты, составляющие его, просто не имеют названий. Некоторые тренеры применяют выражение «швунг тазом» — это поступательно-вращательное движение тазом с целью опередить им продвижение правой руки со снарядом до выхода «на вертикаль».
Если в процессе дальнейшей тренировки в увеличении силы рук Э. Саруль «не потеряет» этого приема, изобретенного У. Нидером, то он приблизится, а может быть, и превзойдет рубеж 22 м.