Журнал «Легкая атлетика» уже не раз обращался к вопросам подготовки девушек в беге на средние дистанции. Что ж, спортсменки завоевали право на внимание. Достаточно вспомнить олимпийские успехи и мировые рекорды Людмилы Брагиной, Татьяны Казанкиной, Надежды Олизаренко, победы на последних двух чемпионатах Европы, на Кубках Европы и мира. Несомненно, это были не отдельные успехи, а плоды определенной системы, созданной в течение многих лет усилиями многих людей — тренеров и организаторов. Особо хотелось бы отметить в этой связи таких тренеров, как П. Кароблис, В. Казанцев, Н. Малышев, В. Куличенко, Я. Ельянов, В. Семенов, Б. Гноевой, добившихся уникальных результатов в работе с бегуньями, и таких организаторов, как Ф. Суслов, Ю. Тюрин, У. Кялле, которые сумели обобщить и систематизировать методические находки и педагогические приемы своих коллег в стройную, надежную отечественную систему подготовки женщин в беге на средние и длинные дистанции.
Что же касается меня, то выбор бега как тренерской специальности не был для меня случайным. Мои методические знания в значительной степени сформировались благодаря учебе, общению и обмену опытом с названными выше специалистами. Кроме того, в студенческие годы в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта я занимался бегом под руководством замечательного педагога И. Пожидаева.
Что касается Ольги Минеевой, то мое глубокое убеждение: ее спортивный путь — это пример того, как спортсменка, проявив незаурядную силу воли и характер, наперекор неудачам сумела в течение многих лет сохранить веру в будущее, боевой настрой и оптимизм. И еще это пример того, что только объединение усилий разных специалистов может принести большой успех.
Ольга родилась в октябре 1952 г. Детство прошло в маленьком городке Дегтярске, что под Свердловском, в семье шахтера. И даже для того чтобы сходить в магазин, нужно преодолеть лесной массив, раскинувшийся на двух сопках. Не могли не наложить свой отпечаток на характер местных ребятишек и долгая суровая зима, и короткое, подчас прохладное лето.
Так и росла девочка: упрямая и целеустремленная, а впоследствии сдержанная и хладнокровная, даже в период самых ответственных выступлений, самых радостных побед. Словом, типичный уральский характер, во многом напоминавший характер другой уральской бегуньи — Людмилы Брагиной.
Так же как и Брагина, Ольга поздно (по нынешним понятиям) начала заниматься спортом. В школе она встретила человека, который сумел привить девочке любовь к спорту. Это был преподаватель физического воспитания Эдуард Мартынович Лан-гинен, впоследствии заслуженный учитель РСФСР. Именно он посоветовал тренеру Уралмаша Игорю Васильеву Шувалову присмотреться к девушке.
К тому времени Оля окончила школу и поступила в Свердловский горно-металлургический техникум. С 1970 г. и начались ее тренировки с Шуваловым. Однажды он пришел посмотреть на одно из местных соревнований и впервые увидел там Ольгу (в то время ее фамилия была Сыроватская). На дорожку вышла высокая угловатая девушка, неловко взяла старт, но побежала легко, постепенно набирая скорость, и закончила первой этот забег.
Шувалов рассказывал мне, что одной из наиболее трудных задач было научить Ольгу правильно бегать. Она ставила ногу на грунт с носка, чрезмерно напрягая мышцы стопы. И ей приходилось выполнять бесконечное число беговых упражнений, пока она не научилась искусству свободного бега. Кроссы, пробегания отрезков разной длины, ускорения сравнительно быстро привели к положительным результатам. Кроме того, сказалась высокая спортивная одарённость девушки. Уже в 1970 г. Ольга пробежала 400 м за 58,2 и 800 м за 2.16,9.
В 1971 г. на Мемориале Знаменских она преодолела длинную спринтерскую дистанцию за 55,3, а весной 1972 г. выполнила норматив мастера спорта — 54,2 и на первенстве СССР заняла 4-е место с результатом 53,3. Затем улучшила результат до 52,9. Появилась реальная перспектива принять участие в Олимпийских играх 1972 г. в составе эстафетной команды 4X400 м.
По ее словам, все это было так неожиданно, что она не успела опомниться, как оказалась в Мюнхене. «Олимпиада прошла для меня как во сне, ничего не помню, очень волновалась. На старте думала не о беге, а о том, как все* правильно выполнить, понять, какие же команды подаются на иностранном языке. Вообще считаю, что взяли меня преждевременно. Я не была готова к Олимпиаде ни физически, ни психологически. Кроме того, резко возросшие нагрузки предолимпийского периода в дальнейшем отрицательно сказались на состоянии моего здоровья...»
Итоги Олимпийских игр известны. В беге на 400 м никто не занял призового места, а Ольга была среди наших второй со временем 53,42. В эстафете 4X400 м наши девушки заняли 8-е место. Единственным утешением было то, что в предварительном забеге они установили всесоюзный рекорд — 3.30,2.
Вернувшись в Свердловск и окончив техникум, Ольга Минеева начала работать на Уралмаш-заводе. Началась полоса неудач и разочарований.
В 1975 г. у Ольги и Фаниса Минеевых родился сын Алеша. Словом, в 1977 г. (она возобновила занятия в 1976 г.) спортсменка «вернулась» к результатам олимпийского, 1972 года — 53,5 в беге на 400 м.
В 1978 г. основу сборной команды области составляли бегуны нашей группы спортклуба «Калининец», и среди них такие сильные бегуны, как Борис Кузнецов, Валентина Ильиных, Геннадий Львов, Валерий Морозов, Нина Ручаева. Эта группа готовилась к Спартакиаде народов РСФСР 1979 г. и в ее состав вошла О. Минеева.
А ведь ей уже было 25 лет. По негласной терминологии — это «неноменклатурный» возраст. Неудачный термин. Ведь в ряде видов легкой атлетики, таких, как метания, бег на средние и длинные дистанции, ветераны еще долгие годы способны выступать на высоком уровне.
Признаюсь, перед нами стояла трудная задача. С одной стороны, нужно было вернуть Ольге веру в себя, а с другой, предстояло в короткий срок укрепить здоровье спортсменки, проделать огромный объем беговой работы и перейти на дистанцию 800 м. При этом мы ставили задачу не только сохранить прежние скоростные качества Ольги, но и еще более их развить. Игорь Васильевич Шувалов говорил мне, что она не любит много работать и особенно недолюбливает бег на длинных отрезках. Я постарался во всем разобраться по возможности тщательнее.
На первом же сборе в октябре 1978 г. просмотрел дневники тренировок Минеевой за последние три года. Бросался в глаза незначительный объем темпового бега. Тренировки проходили преимущественно на отрезках 150—200 м. Изредка пробегались 400-метровые отрезки. Общий километраж бега также был очень мал. Целые страницы дневника оставались незаполненными. Чаще всего это зависело от простудных заболеваний. Ангина была буквально бичом спортсменки.
Кроме того, начиная с первых же тренировок я бегал вместе с Ольгой, «слушал» ее в беге. Кстати, считаю этот способ получения информации о состоянии спортсмена весьма эффективным, дающим тренеру порой не меньше данных, чем обследование во врачебно-физкультурном диспансере.
Не менее важна была и психологическая перестройка спортсменки. Ей необходимо было настроиться на монотонную, продолжительную работу. Я много раз беседовал с Ольгой о важности больших объемов бега в аэробной и смешанной зонах, о физиологических закономерностях повышения работоспособности.
На следующем сборе в ноябре мы попробовали значительно увеличить объем бега в аэробной зоне (при пульсе 140—160 уд/мин). Как только стали расти объемы бега, так сразу же дали о себе знать старые заболевания. Врач, работавший на сборе, пришел к такому выводу: Минеева вряд ли будет прогрессировать.
К счастью, иного мнения придерживалась Людмила Дмитриевна Желобанова — спортивный врач нашего клуба. Без ее постоянного наблюдения и помощи я едва ли за такой короткий срок сумел бы вывести спортсменку на высокие результаты.
Кроме того, нам много помогал и постоянно консультировал врач московского физкультурного диспансера, отзывчивый, обладающий большой эрудицией Лев Максимович Коробочкин. Активно помогали нам в это трудное время Владислав Леонидович Шашков и главный тренер сборной команды СССР Юрий Дмитриевич Тюрин.
К сожалению, не всегда и не везде мы встречали столь благожелательное отношение. То в одной, то в другой спортивной организации задавали один и тот же вопрос: «Год рождения»? И когда узнавали, что Минеевой перевалило за 25, то с сомнением качали головой...
Но несмотря на все трудности, к 1979 г. решили главные задачи — задачи восстановления здоровья и увеличения объема тренировочных нагрузок. Все остальное: и подготовка к соревнованиям, и приобретение тактических навыков, опыта выступлений было легче. Словом, 1979 г. стал годом второго рождения Ольги Минеевой как бегуньи. Уже в апреле она выиграла весеннее первенство РСФСР в беге на 800 м, а затем стала и победительницей Спартакиады народов РСФСР в Челябинске, где впервые (в 27 лет!) выполнила норматив мастера спорта СССР международного класса — 1.59,0.
Что касается тактики, то мы решили: раз нет опыта выступлений в беге на 800 м, научимся для начала смело лидировать. В роли лидера Ольга выступала фактически весь 1979 г., причем даже на таких ответственных соревнованиях, как Спартакиада народов СССР, где ей пришлось встретиться с очень опытными бегуньями. Ольга возглавляла бег до последней прямой (первый круг 56,99), и до самого финиша трудно было решить, кто же станет победителем. А места распределились следующим образом: 1-е — Екатерина Порывкина (1.57,2), 2-е — Надежда Олизаренко (1.57,5) и 3-е — Ольга Минеева (1.57,8). Ольга стартовала на Спартакиаде 5 раз. Неизменно лидировала и показывала высокие результаты, словом, доказала, что считать ее бесперспективной преждевременно. После Спартакиады по единодушному решению Всесоюзного тренерского совета Минеева была зачислена в сборную команду СССР для подготовки к Олимпиаде-80!
В период подготовки к Олим-пиаде-80 Ольга проявила свои лучшие качества — волю, упорство, умение точно выполнять задания тренера. Мы решили незначительно увеличить объем тренировочного бега, но сделать акцент на развитии скоростных качеств.
Я считаю, что развивать абсолютную скорость, на которой пробегаются бтрезки 30, 50, 60 и 100 м, можно только в предсоревновательном и соревновательном периоде, когда нервно-мышечный аппарат и все системы организма достигли отличного функционального состояния. Но готовить фундамент для быстрого бега следует весь подготовительный период. Здесь я отдаю предпочтение упражнению, которое, с моей точки зрения, для развития силы ног имеет наиболее высокий КПД — это бег в гору. Тут можно варьировать длину отрезка, крутизну склона, скорость вбегания, количество повторений и таким образом, в зависимости от задач и тренировочного периода, добиваться нужного эффекта.
В период с ноября 1979 г. по май 1980 г. Ольга два раза в неделю бегала в гору на отрезках 40—50—60—80 м от 10 до 20 раз. Два других дня посвящались бегу на 400—600— 800—1000—2000—3000 и даже 5000 м (при пульсе 160— 180 уд/мин). Изредка проводили длительный бег на 20— 30 км, но, естественно, с малой интенсивностью. На зимнем первенстве страны Минеева успешно выступила в беге на 400 м. А в конце мая на матче городов и республик с результатом 1.57,7 она победила и в беге на 800 м, оставив позади себя Надю Олизаренко, На этот раз мы опробовали другой тактический вариант: использовав один из своих главных козырей — скорость, она победила мощным спуртом на последних 200 м. В это же время в холодную дождливую погоду она показала на 400 м 50,7. Тут стало ясно, что спортсменка слишком рано вышла на высокий результат.
Руководство Управления легкой атлетики, понимая всю сложность создавшегося положения, разрешило нам в июне готовиться к Олимпиаде-80 дома, в Свердловске. Так как со мной занималась не одна Ольга, но и другие девушки, то встал вопрос о выборе спортивной базы и создании необходимых условий для тренировки. Здесь нам пришел на помощь директор турбазы «Хрустальная», предоставивший в наше распоряжение трассы для бега, бассейн и обеспечивший хорошее питание. В итоге в июне мы выполнили значительный объем беговой тренировки в аэробном режиме. Жесткие тренировки проводили не чаще одного раза в неделю. На одной из тренировок Ольга пробежала 2X1000 м за 2.37,2 и 2.35,1 и 400 м за 52,0. К концу свердловского сбора мне стало ясно, что Минеева готова к установлению мирового рекорда. Однако мы решили не тратить силы до Олимпиады. В превосходной форме Ольги мы убедились еще раз в начале июля на Мемориале Знаменских, когда в дождливую погоду она пробежала 800 м за 1.55,10.
Мы еще хорошо помним итоги Олимпиады-80: три ступеньки пьедестала почета в беге на 800 м заняли советские спортсменки. На высшей — Надежда Олизаренко с великолепным мировым и олимпийским рекордом — 1.53,5, на второй — Ольга Минеева — 1.54,9 и на третьей — Татьяна Провйдохи-на — 1.55,5.
Я так подробно остановился на подготовке Минеевой к Олимпиаде-80 потому, что это был важнейший период в ее спортивной биографии: укрепление здоровья, поиски путей и реализации ее незаурядных способностей. Сохранение же ее спортивной формы до первенства Европы 1982 г. — заслуга прежде всего тренера сборной команды страны Валерия Георгиевича Куличенко, много работавшего с Ольгой в течение этих двух лет и всегда поддерживавшего со мной тесный контакт.
Выступления Минеевой в 1982 г. — это серия великолепных побед на Мемориале Знаменских (1.57,22), на матче СССР — ГДР (1.58,45) и на первенстве страны (где она выступала не совсем здоровой) — 1.57,41.
И наконец, чемпионат Европы в Афинах, где на победу могла рассчитывать и Людмила Веселкова, выигравшая в 1981 г. Кубок мира и установившая мировой рекорд на 1 милю, и сильные зарубежные спортсменки. Победила Ольга Минеева. Она была на этот раз сильнейшей. В итоге золотая медаль с результатом 1.55,41, Веселкова завоевала серебряную награду — 1.55,96.
Это была блестящая победа наших спортсменок. Победа не только Ольги Минеевой и ее подруги, но и всех тех, кто на протяжении нескольких лет не жалел сил для ее достижения.