"Да остановитесь вы! Только испортите парня всем этим вниманием" — вот так отреагировал на мой визит в спартаковский манеж бывший форвард московского "Спартака", а ныне один из его тренеров Сергей Родионов. Визит, целью которого была беседа с юным дарованием, теперь известным многим по конкурсу в передаче НТВ "Футбольный клуб", — 16-летним форвардом московского ФШМ Андреем Корчагиным.
Ей-богу, если бы тот чудесный гол, забитый в финальном матче юношеского чемпионата России против команды Краснодарского края, был исполнен в высшей российской лиге, я бы без колебаний отдал за него свой голос. В нем было все — и финты, один хитроумнее другого, и резкий неожиданный удар в самую "паутину". Потому и не выпадал он из конкурса "Девятка" до самого финиша — больше чем полгода. Но не привыкший к такому прославлению юниора российский футбольный люд заволновался — а ну как зазнается парень, решит, что умеет уже в футболе все, и спалится в итоге?
Потому-то и шел я на этот разговор-знакомство с некоторой опаской — не увижу ли перед собой пижонистого молодого человека, привыкшего к вниманию журналистов и относящегося к ним как к своей обслуге? Но, мало того что Андрей за всю сорокаминутную беседу, несмотря на мои настойчивые просьбы, так и не смог перейти с "вы" на "ты", он еще сказал вот что: "Только прошу вас, не пишите обо мне слишком хорошо. А то иногда неудобно становится — делают из меня звезду, хотя работать еще надо очень много".
Непривычно 16-летнему парню в России оказываться под прицелом телевидения — это факт. Но на Западе-то такое повседневным явлением стало. Вот, к примеру, ливерпульского блондина Робби Фоулера лет так с пятнадцати "раскручивать" начали — и заиграл ведь! Второй год подряд одним из лучших туманно-альбионских снайперов становится! Так что, господа, от человека все зависит — от его желания постигать футбольные премудрости, пахать до посинения, отдавать игре всего себя. И я был очень рсщ когда в ответ на вопрос "Считаешь ли ты себя фанатом футбола, готовым жертвовать ради него всем остальным?" — услышал твердое "да".
Не стоит искать корней юригимсиого даро вания в его пока иедол биографии Она вполне обычна Родился в Саратове, о семье водителя и ветеринарного врача. От футбола был без ума, хотя отца ярым болельщиком назвать трудно. Грезил киевским "Динамо", и кумирами его всегда были нападающие — сначала Блохин, потом Протасов (сейчас, кстати, в таковых значится Колыванов). Но тренер секции, в которую Андрей пошел, преодолев сопротивление мамы, по первости поставил выделявшегося своим ростом пацана последним защитником. А его как магнитом тянуло вперед , забивать, и на третий год тренер перевел-таки Андрея в нападение. Путь, противоположный тому, что когда-то проделал Юрий Никифоров, которого после юниорского чемпионата мира сам Пеле назвал одним из самых одаренных юных форвардов мирового футбола.
А еще один путь проделал Корчагин в 14 лет. Из славного волжского города в столицу. Транзитом через Адлер, где летом 94-го проходил сбор юношеской команды России Приехавший туда тренер столичной ФШМ Михаил Деревя-нов пригласил саратовского пацана в Москву. На сей раз мама Андрея Ольга Михайловна быстро поддалась уговорам — она уже смирилось с футбольным выбором сына и даже регулярно покупала ему мячи. "Сынок, такой шанс раз в жизни дается, — сказала она ему. — Вернуться ты всегда успеешь. Поезжай, попробуй — может, получится?"
И пока получается, Забивает он везде и помногу — и в ФШМ, и в сборной России, и особенно в сборной Москвы, руководимой Олегом Юзвинским.
Для более полного знакомства с личностью Корчагина — несколько вопросов и ответов.
— Какую цель ты ставишь перед собой в футболе?
— Какую, наверное, все ставят — играть в национальной сборной, в хорошем европейском клубе. Потом тренером стать.
— А первая лига России тебя не устроит?
— Для этого не нужно было из Саратова уезжать.
— Ты разный в жизни и на поле?
— Да. В жизни — сдержанный, даже стеснительный. А в игре быстро завожусь, иногда кричу на ребят. Понимаю, что не на пользу, но сдержаться не могу. Но только если игра не идет.
— Обижаются?
— Мне не говорят, но может быть.
— "Футбольный клуб" не изменил твоих отношений с ними?
— Нет, только они подкалывают. По-доброму.
— Где живешь?
— В будние дни — в училище, на выходные приезжаю домой к другу — нашему фэшээмовскому вратарю Паше Пархоменцеву. А на каникулы он ко мне в Саратов приезжал.
— Готовишь, стираешь сам?
— Яичницу могу приготовить, голодным не останусь. Стираю все сам.
— Администраторы у вас не забирают форму для стирки?
— Не-е, мы маленькие еще.
— Ты азартный человек?
— В карты почти не играю. Особенно на деньги. В казино тоже не пробовал. Ко всему этому спокойно отношусь.
— А как к деньгам относишься?
— Если будешь хорошо играть, они всегда придут.
— Учишься хорошо?
— Учеба легко дается. В первой четверти полтора месяца из-за сборов пропустил, но спокойно с положительными оценками закончил. Труднее всего алгебра и геометрия.
— Кок свободное время проводишь?
— После тренировок и учебы очень устаю, поэтому чаще всего смотрю телевизор и читаю "Спорт-экспресс". На культурные мероприятия ни времени, ни сил не остается.
— Не обижаешься на футбол, что из-за него вынужден вести другой образ жизни, чем сверстники?
— Нет, что вы! Я сам выбрал свой путь и ни разу в нем не разочаровался.
Такой вот он человек, 16-летний талант Андрей Корчагин. Талант, на едва ли не каждую игру которого собираются тренеры и селекционеры всех московских клубов (в день нашего интервью приходил, к примеру, второй тренер "Спартака" Вячеслав Грозный). Но Андрей с выбором не торопится. Хочет доиграть в ФШМ еще полтора года до выпуска: "Мне еще в детском футболе многое закрепить надо. Всему свое время".
...Книга о корчагинском однофамильце — Павке, если помните, называется "Как закалялась сталь". И есть в этом какой-то символ — может, именно сейчас, когда совсем юный Андрей проходит испытание медными трубами и закаливается его будущий футбольный характер? Дай Бог, чтобы стал он действительно стальным, не подверженным ржавчине самоуспокоения и звездной болезни.