В словаре легкоатлетов — спортсменов и тренеров, пожалуй, наиболее часто употребляемым является слово «упражнение». При этом оно встречается и для обозначения специализации легкоатлета, и при определении тренировочных средств, и для характеристики отдельных двигательных действий. Для примера приведем цитаты из различных методических статей, вырванные из контекста: «Целостное упражнение», «Скоростно-силовые упражнения», «Общеразвивающие упражнения (ОРУ)», «Упражнения общей физической подготовки (ОФП)», «Циклические упражнения», «Имитационные упражнения» и т. д. При этом обилие вариантов зачастую ведет к произвольному, соответствующему вкусу автора, толкованию этого распространенного термина.
А между тем в теории физического воспитания, изложенной в специальных методических пособиях, имеется совершенно четкое определение этого термина, исключающее всякую путаницу при его использовании.
Вот как классифицируются упражнения в книге «Теория и методика физического воспитания», выпущенной издательством «Физкультура и спорт» в 1976 г. (издание 2-е, исправленное и дополненное).
Соревновательные упражнения — это те целостные двигательные действия, которые составляют предмет спортивной специализации и выполняются в полном соответствии с правилами состязаний. В известном смысле понятие «соревновательное упражнение» тождественно понятию «вид спорта». Применительно к легкой атлетике соревновательные упражнения делятся на: 1) скоростно-силовые упражнения (спринтерский и барьерный бег, прыжки и метания), 2) циклические локомоции «на выносливость? (бег на средние, длинные дистанции и спортивная ходьба), 3) комплексы соревновательных упражнений (десятиборье и семиборье).
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий и их варианты, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых усилий.
Здесь важно учитывать, что, с одной стороны, специально-подготовительные упражнения должны иметь существенно общие черты с избранным соревновательным упражнением, а с другой — не должны быть тождественными избранному виду спорта (иначе нет смысла применять их). Так, для бегуна специально-подготовительными упражнениями могут служить далеко не все «беговые» упражнения, а лишь те из них, которые адекватно воссоздают специфические черты техники бега на избранной дистанции или позволяют бегуну при их выполнении проявлять большую быстроту или выносливость, чем в процессе пробегания избранной дистанции.
В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на подводящие (способствующие в основном освоению техники движений) и на развивающие (направленные на развитие необходимых для данной специализации качеств).
Общеподготовительные упражнения служат преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Здесь могут применяться самые разнообразные упражнения, круг их по сути дела не ограничен. В частности, к ним относятся: для воспитания общей выносливости — длительный бег умеренной интенсивности и лыжные кроссы и т. д. ; для развития силы — упражнения со штангой, упражнения с другими отягощениями и сопротивлениями , а также упражнения вспомогательной гимнастики; для воспитания быстроты — тренировочные разновидности спортивных игр; для воспитания ловкости — элементы спортивной гимнастики, акробатики и другие движения с высокими требованиями к координации движений.
Журнал «Легкая атлетика», №3, 1985
Большое спасибо: Автомобиль faw грузовой. Подробнсти по ссылке https://faw-rus.ru/. Всегда в наличии.