Уроки чемпионата мира 1982 года по футболу, который проходил в Испании, изучаются специалистами до сих пор. Весной нынешнего года Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) организовал в Югославии курсы для футбольных тренеров. Одним из основных сообщений был доклад старшего тренера сборной команды Италии Энцо Беарзота, который привел итальянскую сборную к званию чемпиона мира.
Вот уже несколько лет имя Беарзота называют среди ведущих футбольных тренеров мира А что он за человек? Чем он интересен? Каково его тренерское кредо? Попробуем ответить на эти вопросы, используя некоторые его выступления в итальянской печати и интервью, данные им в разное время итальянским журналистам.
Официальное название должности Энцо Беарзота в итальянском футболе звучит так: комиссар сборной команды Италии. Его считают вечно недовольным, но это не так: он просто застенчив. Его считают недоверчивым, но это не так: он просто предусмотрителен. Его считают упрямым, но и это не так - он просто упорный.
Энцо Беарзот родился на севере Италии в Аджелло. провинция Фриули, неподалеку от Венеции. Сейчас ему 57 лет. Он настоящий фриулиец, со всеми достоинствами, которых много, и недостатками, которых мало, присущими жителям этой провинции.
Беарзот говорит о себе, что он настоящий двоеженец. Он любит свою жену, которая его любит, и любит свою сборную, которая его обожает. Он делит себя между той и другой, радуясь, что ему не приходится выбирать между ними.
— С какого времени вы, сеньор Беарзот, имеете дело с мячом?
— С тех пор как родился.
— А как профессионал?
— С 1946 года.
— Ваша первая команда?
— «Про Горициа»
— Лига?
— Теперь — Б.
— Кем вы были?
— Центральным защитником.
— Ваш первый гол?
— Не помню.
— Во скольких матчах вы принимали участие? Я имею в виду на поле.
— По крайней мере в пятистах.
— А на скамье?
— Как тренер?
— Да.
— Не могу сказать, во многих.
— Сколько раз вы входили в итальянскую сборную?
— Один.
— Что-то мало.
— То были другие времена, когда каждый из сотни игроков лишь однажды входил в сборную.
— Как это?
— Игроки в сборной часто менялись. В то время в итальянском чемпионате принимало участие много иностранцев, которые в ведущих клубах играли роли первых скрипок, в основном в нападении. Таким образом, в сборную попадали только итальянские защитники. Их игра в сборной была хуже, чем в чемпионате страны, поэтому в следующий раз производилась полная или частичная замена защитников.
— У вас есть учитель?
— Больше чем учитель — образец. Это Ди Стефано: величайший, самый великий игрок. Это необыкновенный центральный нападающий.
— Вы считаете его более выдающимся, чем Пеле?
— Да, и знаете почему? В отличие от Пеле он демонстрирует школу в футболе. Его игра — это урок для всех. А Пеле — это игрок, даже явление, выдающееся само по себе. Явление, возможно, неповторимое. Но я всегда предпочитал игроков, которые становились чемпионами, приобретая опыт и не уставая совершенствовать технику игры.
— А природные данные?
— Природные данные, естественно. помогают. Но их одних недостаточно. В футболе, так же как в любом другом виде спорта, есть своя грамматика, свои правила, которые надо знать абсолютно точно.
— В каком году вы вступили в федерацию тренеров?
— В 1969-м.
— С какого года вы находитесь у руля сборной?
— С 1974-го. Но тогда я был в прямой зависимости от Бернардини Независимым я стал год спустя.
— И каковы были результаты?
— Первые — ужасны.
— Поражение?
— Ничья со сборной Финляндии. Матч проходил в Италии. И исход его — это только моя вина. Причины? Ошибочный выбор, недостаточно тщательная оценка игроков без учета их личных качеств. Тогда я поторопился. Тренер никогда не должен оставлять без внимания настроения своих ребят.
— Как тренер национальной сборной, вы выиграли много матчей?
— Да, много.
— А сколько было поражений?
— Четыре в течение семи лет.
— Был ли такой матч, который вы хотели бы забыть?
— Это был матч в Копенгагене накануне чемпионата мира. Мы пропустили три мяча за последние двадцать минут, забив один.
— А незабываемая встреча?
— Матч с командой ФРГ, который проходил в Аргентине и закончился со счетом 0:0, но несмотря на это был увлекательнейшим. Немцы полностью находились в нашей власти в течение полутора часов.
— Что было бы с вами, если бы в Испании итальянская сборная проиграла чемпионат?
— С чистой совестью я остался бы на своем месте.
— То есть вы бы не ушли в отставку?
— Нет, хотя в Италии тот, кто что-то проигрывает, всегда неправ.
— Основное качество тренера?
— Я бы назвал несколько: умение быть психологом, терпение, способность все перемести. Я имею в виду критику.
— Первый долг тренера?
— Непрерывно совершенствоваться и никогда не упускать из виду футбол за рубежом.
— Тренер создает игроков или игроки тренера?
— Игроки тренера.
— Каковы достоинства итальянского футбола?
— Умение сделать тактический расчет и приспособиться к противнику. А также хитрость!
— Недостатки итальянского футбола?
— Неспособность отражать атаку.
— Достоинства англосаксонского футбола?
— Постоянство.
— Недостатки?
— Отсутствие фантазии, а также излишняя самоуверенность.
— Достоинства бразильского футбола?
— Избыток фантазии. Их матч — это спектакль, музыка, танец, естественно, самба.
— Недостатки?
— Они считали и считают себя самыми сильными.
— Если бразильский футбол — это самба, то итальянский?
— Вальс.
— А англосаксонский?
— Марш, который исполняет духовой оркестр.
— Что больше участвует в игре: легкие, мускулы или нервы?
— Мозг.
— В чем состоит профессионализм?
— Больше всего в умении обращаться с мячом.
— А для вас?
— Это сумма многих качеств. Кроме техники, умение сотрудничать, объединяться с командой, вместе все переживать. Вдохновение, физическая сила... В своем докладе на семинаре в Югославии Беарзот говорил о важности сочетания зонной и персональной опеки при индивидуальных и коллективных действиях футболистов. Хорошо известны преимущества и недостатки как зонного, так и персонального принципа обороны, сказал Беарзот. поэтому нет нужды обсуждать данную проблему. В современном футболе мирового класса рост числа игроков-универсалов, радиус действий которых значительно расширился, заставил объединить элементы двух различных принципов обороны.
Принцип взаимозаменяемости игроков и целых звеньев найдет воплощение на футбольном поле, продолжал Беарзот, если команда будет представлять собой целостный ансамбль со сбалансированным участием его звеньев в атакующих и защитных действиях.
Сегодня можно утверждать, закончил тренер чемпионов мира, что не осталось классных команд, использующих только зонную или персональную опеку, все они применяют одновременно оба тактических действия.