Он, как и в жизни, у каждого свой, неповторимый, четкий или просто заметный. Как судьба - с замысловатыми зигзагами и неожиданными поворотами. И когда все пройдешь, преодолеешь, по прошествии времени проанализируешь, может и поймешь, что где-то не там остановился, не в ту сторону свернул. Но что поделаешь... Рад бы начать сначала, но, как поется, "жизнь невозможно повернуть назад". Такая она у нас сейчас - со своими причудами и выкрутасами во всем.
Судьбы моих собеседников, которых вы, наверняка, видели на льду в эти годы, чем-то разнятся, в чем-то похожи. И главная "похожесть" в том, что, в конце концов, хоккейные пути сошлись в одной точке. Точка эта - "Крылья Советов". Они пришли в команду с интервалом в два года - сначала Иван Авдеев (78), потом Евгений Штепа (80) и Константин Курашов (82). В это время в ней как раз шел естественный процесс смены поколений и, следовательно, обновления. Кто-то перешел в другой клуб, кто-то уходил на "заслуженный" отдых, хотя до пенсии было еще очень далеко. Хоккейный век - ой, как краток, а до пенсии еще целых полжизни. И выбрасывала жизнь с хоккейного корабля за борт его "команду", когда члены ее уже не могли поддержать высокий темп и победный курс. И порой ломались человеческие судьбы...
Поэтому хоккеисты нынешнего поколения, уходящие из нашего хоккея сейчас, стали как бы более предусмотрительными, чтобы обеспечить себе гарантированный задел на будущее. Их следы пролегли на Запад. Одни прерываются в Европе, другие протянулись через океан - в Америку. А где же они начинались? Это первый вопрос нашей беседы.
Иван Авдеев
Почти 25 лет назад я связал свою судьбу с хоккеем, придя в ЦСКА, к кому - даже не помню. Из известных со мной вместе играл Вячеслав Фетисов. В 1977 году я был принят в команду мастеров, которой тогда руководил Константин Локтев. До этого успел выиграть в составе юношеской сборной чемпионат Европы, а затем и первенство мира среди молодежных команд. В ЦСКА, однако, появлялся в официальных матчах лишь эпизодически. Ведь там тогда блистали Борис Михайлов, Владимир Петров, Валерий Харламов и другие. Потом я играл в одной из армейских команд первой лиги, а затем был приглашен в "Крылья", где провел 11 сезонов.
Константин Курашов
Мой путь тоже начинался в ЦСКА, только где-то на пяток лет позже. Хоккей любил с детства безумно, других видов спорта для меня не существовало. Ничем особым, по сравнению с ребятами, не отличался, если не считать, что был покрупнее. Может, поэтому мне потом и определили место защитника. Но было это не в ЦСКА, откуда меня отсеяли, а в "Динамо", куда меня послал, видя мое мальчишеское горе, наш тренер, известный в ту пору армейский защитник Владимир Брежнев. Из тех, кто тогда избежал отсева, я запомнил мальчишку, творившего для своего возраста чудеса. Это был Миша Васильев, впоследствии талантливый нападающий ЦСКА. Так мы расстались. А я, как и Иван, прошел все ступеньки детского и юношеского хоккея, но только, как я уже сказал, в "Динамо". В 80-м был включен в состав молодежной сборной. Мы стали тогда чемпионами Европы. Еще раньше начал тренироваться с командой мастеров.
Представляете, выходил на лед с Васильевым, Мальцевым, другими известными. Но места в составе мне не нашлось. И тогдашний старший тренер "Динамо" Владимир Киселев направил меня еще дальше - в Минск, в динамовский клуб 1-й лиги. Я очень благодарен своему первому тренеру Владимиру Ухмылову, о котором мог бы сказать много теплых слов. И не только я. Это он "приютил" и пригрел меня в динамовском клубе на десяток лет между двумя "направлениями". Из минской "ссылки" (я тогда играл и одновременно служил в армии) вернулся в ..."Крылья Советов". И не жалею об этом. Здесь я вырос, возмужал, здесь учился премудростям жизни. Но об этом, если позволите, потом. И вот теперь расстаюсь с родной командой, в которой сыграл 9 сезонов. Ухожу с грустью, сожалением. Как уходил два года назад Иван Авдеев, а нынешней зимой, неожиданно - Женя Штепа. Что заставляет нас - известно всем...
О моем "вхождении" в хоккей ничего особенного сказать не могу. Начинал играть в Липецке, где родился, учился и рос. Со знаменитыми тренерами ни в детстве, ни в юности не встречался. С выдающимися хоккеистами не только не выходил на лед, но даже и не тренировался. Типичный провинциальный путь, приведший в молодежную команду. А потом продолжил-его "по железной дороге", приехав в 80-м поступать в Москву в инфизкульт.Экзамены сдал успешно. И хоккейные, можно сказать, тоже. Нежданно-негаданно посмотрели в "Крыльях" - и взяли. С тех пор отыграл 11 сезонов. И вот теперь тоже ухожу, вернее уже ушел зимой, побывал в Финляндии. А вот сейчас жду, что будет дальше. Пока, как и Костя, тренируюсь с командой. Форму держать надо.
- Сейчас многие в хоккее (и стар, и млад) стремятся найти работу за рубежом. Это понятно. Там труд ценится выше. Да и можно ли упустить шанс пожить по-человечески..? Ты вот, Иван, два года был в Швеции. В Греции - так там все есть. А в Швеции?
- То же самое. Даже еще больше. Но я приехал работать и меня прежде всего интересовала игра. Провел два сезона - сначала в ХВ-71, потом в КБА-67. Первый клуб из высшей лиги. Довелось выходить на лед с игроками высокого, даже мирового класса. Не знаю уж почему, но) к сожалению, в этом клубе мне (или нам) не удалось найти взаимопонимания. Мы. по существу, разговаривали на разных языках (в прямом и переносном смысле). Поэтому я решил перейти в клуб второй лиги КБА-67. Здесь обстановка оказалась совсем иной, можно сказать, безупречной. Поэтому все хорошее связано именно с этим клубом.
- Но поначалу было нелегко?
• Именно так. Пришлось вживаться в новый коллектив, привыкать к сложившимся правилам и традициям, к жизни, языку, обстановке. К счастью. процесс адаптации прошел сравнительно быстро и без особых осложнении. Сразу же начал изучать шведский, немного зная английский.
На должном уровне решались и бытовые вопросы. Была и уютная квартира, и машина. Поэтому оставалось лишь думать о хоккее и стараться сыграть как можно лучше, принести пользу клубу. Сыграл в сезоне 40 матчей, набрал 84 очка по системе "гол плюс пас". В итоге мы заняли 1-е место и вышли в первую лигу. Думаю, что не был лишним, если руководители клуба предложили продлить контракт.
- И что же?
- Но так случилось, что получил приглашение швейцарского клуба на более выгодных условиях. Руководители КБА-67, судя по теплому расставанию, на меня не обижались. Это у них вполне понимаемо и никогда не осуждается. Работа есть работа. И каждый волен сам оценивать свой труд.Кстати, именно контрактная система позволит избежать в нашем хоккее конфликтных ситуаций между тренерами и игроками. Особенно сейчас, когда многие мечтают поиграть за рубежом.
- Ты употребил выражение "на более выгодных условиях". На Западе не принято спрашивать, сколько человек зарабатывает, тем более считать чужие деньги. И все же. хотя бы в сравнении, не называя цифр, скажи, что ты зарабатывал в Швеции. Извини, но мы же на Востоке...
- Сразу уточню: зарабатывал одно - получал другое. Между первым и вторым - большая разница, потому что платил "Совинтерспорт. Работал у них - получал у нас, правда, кронами. Столько же, сколько пособие шведского безработного или на одну пятую меньше шведской уборщицы. Впрочем, надеюсь, со временем все встанет на свои места.
- Итак, теперь курс на Швейцарию?
- Да, на неделю уже слетал туда. Можно сказать, примерка формы уже состоялась. Клуб второй лиги "Янг Спринтер" (Нью-Шатель), главный тренер Иржи Новак. Будем выступать вместе со спартаковцем Юрием Шипицыным. Скорее всего, в одной тройке. Я - за, и он не возражает.
Евгений Штепа в этом сезоне стал своеобразным рекордсменом, завоевав бронзовую медаль в составе "Крыльев Советов" и золотую - выступая в финском клубе ТПС из Турку.
- Как же так получилось?
- Для меня приглашение в ТПС было полной неожиданностью, тем более в середине сезона, когда завершился первый этап чемпионата страны. Буквально за сутки оформил документы - и в путь. Встретили очень тепло, отвезли прямо на тренировку. Настроение было отличным еще и потому, что встретился с Виктором Тюменевым. Он был и советчик, и переводчик. Даже не представляю, что бы я делал без него. Все бытовые вопросы были решены с поразительной оперативностью.
- Это впечатляет, а как тебе удалось решить проблемы отъезда и перехода в своем клубе, да еще в середине сезона?
- Для меня до сих пор остается загадкой, почему я оказался в финском клубе. Состоялся разговор с Игорем Ефимовичем Дмитриевым. Решающее слово оставалось за ним. Он, к чести своей, думая постоянно о будущем команды, одновременно думает о будущем тех, кто делает ее настоящее. Он первый сообщил мне о поездке, и потому, я считаю - это его инициатива. Думал, что финский клуб поспешит с продлением контракта. Но там что-то тянут. И поэтому я решил воспользоваться предложением старшего тренера одного из венских клубов Валентина Гуреева и вместе с Костей Курашовым отправляюсь в Австрию.
- Иной раз слышишь, мол, едут хоккеисты за рубеж обогащаться. Вы согласны с таким высказыванием или готовы опровергнуть?
- Пусть Курашов ответит и за нас, тем более, что он не играл за иностранный клуб. Это будет объективно.
- Зачем опровергать? У нас же сейчас плюрализм мнений. Каждый может говорить или нести друг на друга что угодно. Послушаешь, почитаешь -жутко становится. Культура полемики хуже, чем в джунглях. Теперь, по существу, внесу ясность.
В моем понимании обогащаться - значит пополнить или увеличить свое богатство. А какое оно у нас, хоккеистов? У меня, например, как в той песне "мои года - мое богатство". Машина - не в счет. Это не роскошь, а средство передвижения. Не отрицаю, что едем заработать, поправить свое материальное положение. А что? Разве у наших едущих специалистов - врачей, инженеров, другие цели? Жизнь наша такая... И хотя в последнее время созданы благотворительные фонды помощи спортсменам, рассчитывать на это весьма рискованно. Все равно на всех не хватит. А уйдешь из хоккея - работу искать надо. Сейчас это проблема. Вот и приходится разъезжать по разным странам, когда спортивный век на исходе...
Так завершилась наша беседа. Ее участники уже прибыли к месту назначения и приступили к тренировкам. В сентябре стартуют чемпионаты Австрии и Швейцарии.
Еженедельник "Хоккей", №25
Большое спасибо: Широкий ассортимент европейских кирпичей от компании "Брикфорд" в Казани.