Когда наблюдаешь за игрой хоккеиста красноярского «Енисея» Виктора Шакалина, то невольно думаешь: вот настоящий свободный защитник — энергичный, цепкий, с мгновенной реакцией, способный разгадать все замыслы форвардов соперников. И в сборной СССР он самый надежный игрок обороны. Уже много лет подряд Шакалина признают лучшим защитником страны, включают в символическую сборную мира.
— В детстве совсем не думал и не хотел играть в обороне, — говорит Виктор, — тянуло в атаку, мечтал забивать голы. И играть-то я начинал не в мяч. а в шайбу.
Иначе и быть не могло: семья Шакалиных жила в Красноярске недалеко от стадиона «Водник». Там была построена одна из лучших в городе хоккейная коробка. Взрослые, как правило, играли по вечерам, а утром и днем на лед высыпала детвора. Собирались здесь ребятишки со всего микрорайона. Делились на команды, и начинались хоккейные баталии: двор на двор, улица на улицу, класс на класс. Наконец кто-то из отцов взялся их тренировать, стали готовиться к турниру «Золотой шайбы», и бойкого, шустрого Шакалина отрядили в нападающие. Лихо, по-бобровски научился забрасывать он шайбу в цель, объезжая ворота соперников.
Может, и не расстался бы Виктор с хоккеем с шайбой, если бы его родители не переехали в Ленинский район, ближе к стадиону «Енисей», где и стар и млад увлекались оранжевым мячом. Но мальчишеская страсть Виктора долго не остывала. Хотя катался он уже на просторном ледовом поле, в руках у него непременно была старая клюшка. Держался на коньках он уверенно: с пяти лет сменил «снегурки» на «канады», а вот ошибался часто — мячик соскальзывал с неудобного, загнутого под углом крюка клюшки. Товарищи уговаривали ее сменить, а упрямый Виктор латал-перелатывал свою клюшку, не жалея изоленты и столярного клея.
Не сразу Виктор Шакалин оказался в детском клубе «Бригантина», где начинали свой путь в спорте многие хоккеисты нынешнего «Енисея». Летом, как и все мальчишки его двора, играл в соревнованиях на приз клуба «Кожаный мяч» в команде «Искра», также нападающим. Искровцам даже удалось победить в районных соревнованиях соседскую «Бригантину». На футбольном поле Виктор подружился с будущими товарищами по «Енисею». особенно с Виталием Савлуком, с которым сегодня играет плечом к плечу.
Вместе пришли они в детскую команду «Енисей» по хоккею с мячом. Виталию тренеры сразу определили место в обороне, Виктору — в полузащите.
— С тренерами нам повезло, — вспоминает Шакалин, — наставники они были замечательные. Особенно благодарен я Валерию Филипповичу Позднякову. Мы видели его на поле в составе нашей любимой команды «Енисей». Поздняков все свое время отдавал нам, возился как с сыновьями, объяснял, показывал тот или иной прием, учил всем тонкостям хоккея с мячом и по-настоящему увлек меня этим видом спорта. С ним мы познали радость первых побед.
В юношеской команде Виктор по-прежнему играл в средней линии, помогая и нападающим, и защитникам. Однажды, перед самым выездом на зональный турнир юношеского чемпионата страны в Кемерово, серьезную травму получил на тренировке опорный защитник. Ясно, что команда без обороны — это как здание без фундамента: в любое время может рухнуть. Тренер юных красноярцев мастер спорта Борис Николаевич Бутусин (сам в прошлом защитник «Енисея») без пробы решился поставить на это ответственное место Шакалина. И Виктор не подвел: сыграл надежно, уверенно, вернулся домой и снова стал играть в полузащите.
Да и в команде мастеров он начинал в средней линии. Впервые в обороне сыграл за «Енисей» в начале сезона 1976/77 года. Смена амплуа была вынужденной. В то время редуты красноярской команды казались прочно сцементированными: рядом с опытными Владимиром Артемовым и Константином Колесовым играл подававший большие надежды Виталий Савлук. Его как раз и пригласили в сборную страны.
— Отказывался я от места защитника, побаивался, что, когда вернется Виталий, придется мне сесть на скамейку запасных, — откровенно признался Виктор. — Да и сам тогда считал, что в полузащите играю гораздо лучше...
Тренерам «Енисея» было виднее. С тех пор Шакалин зтал незаменимым защитником в красноярской команде, а немного спустя — и в сборной СССР.
К 1981 году, казалось бы. Виктор Шакалин достиг вершин мастерства. Вместе с товарищами по «Енисею» он стал чемпионом СССР, а по сборной страны — обладателем главного приза на международном турнире «Советской России». Все складывалось нормально перед очередным чемпионатом мира в Хабаровске. Но неожиданно, впервые за историю чемпионатов, сборная Швеции опередила советских хоккеистов. Не удалось взять у нее реванш через два года на очередном чемпионате в Финляндии.
Шведские мастера заметно увеличили скорости и продемонстрировали жесткую, силовую игру по всему полю, а не только в обороне, как раньше. Синяки и шишки сыпались и на нападающих, и на защитников. Изрядно доставалось в ледовых единоборствах с форвардами «Тре Крунур» Шакалину. Самоотверженно сражался сибиряк, но этого оказалось недостаточным для победы.
— Шведы издавна отменно владеют клюшкой, часто они перехватывали верховые передачи партнерам и выигрывали воздушные дуэли у наших ворот, — заметил Шакалин. — Чтобы побеждать их. надо было перестраиваться. На тренировках я стал больше внимания уделять упражнениям с летящим в воздухе мячом, просил ребят почаще делать мне верховые передачи. А летом продолжал тренировки на теннисном корте. Эта игра очень полезна для хоккеистов. Она дает отличную физическую подготовку, развивает реакцию и способствует закреплению навыков, необходимых при игре в воздухе. После этих занятий у меня все стало получаться.
Виктора Шакалина отличают трудолюбие, волевой настрой, общительность, доброжелательность к молодым товарищам, которым необходима поддержка опытных игроков. Не было случая, чтобы он без уважительной причины пропустил тренировку. Хоккеисты «Енисея» избрали его комсоргом, а затем и капитаном команды.
— Шакалин никогда не кривит душой, говорит правду в глаза, — сказал старший тренер красноярского «Енисея» Виктор Ломаное. — Бывает, конечно, что кто-то начинает зазнаваться. Заметит это Виктор, и нам, тренерам, не приходится проводить профилактику. Его все уважают и понимают с полуслова не только на ледовом поле.
Самым счастливым для Шакалина и его товарищей по сборной страны стал 1985 год. После «серебряного четырехлетия» советские хоккеисты вернули себе титул чемпионов мира. Нелегко далась эта победа. Любопытно, что тренеры зарубежных команд, в частности сборной Швеции, кроме решения проблемы нейтрализации наших форвардов стали подумывать и над тем, как выключить из игры Шакалина. И идут порой на ухищрения.
Так, например, в решающем матче за звание чемпионов мира шведский хоккеист Бенгт Рамстрём оказался лежащим на льду. Виктор был сторонним наблюдателем. Но, когда судья, не заметивший эпизода столкновения, подъехал к пострадавшему, тот, не раздумывая, выпалил: «Меня сбил Шакалин». Вот так пришлось сибиряку по наговору покинуть ледовое поле, на десять минут занять место на скамейке штрафников в самое трудное для команды время...
Прошлое мировое первенство было, пожалуй, самым большим за всю историю чемпионатов испытанием моральных и физических сил советских мастеров хоккея с мячом. И все они с честью выдержали этот трудный экзамен. В спортивной коллекции 27-летнего Виктора Шакалина прибавилась самая дорогая, самая главная награда. И, надо полагать, не последняя.