Территория нынешней Грузии — интереснейший край Советского Союза. один из древнейших очагов человеческой культуры. Сила, ловкость и мужество издревле были в почете у народов, населявших эти места, постоянно подвергавшиеся нападениям врагов. Не одни только аргонавты пытались отобрать золотое руно у царя Колхиды! И чтобы выстоять в битвах, чтобы дать отпор врагу, нужна была подготовка, нужны были специальные упражнения. У Аполлона Родосского, древнегреческого писателя и историка, можно встретить описание того, как «колхи» (так называли древних грузин) проводили состязания в верховой езде.
Самая блестящая эпоха в истории древней Грузии — двенадцатое столетие. Объединенная в единое и могущественное государство замечательным полководцем и мудрым государственным деятелем Давидом Строителем, Грузия достигла вершины своего расцвета при его преемниках. «Золотым веком» в истории Грузии называют годы правления царицы Тамар (1184—1213). К этому времени вполне сложилась и своеобразная национальная система физического воспитания. включавшая в себя различные спортивные игры и упражнения.
Излюбленным развлечением при дворе были состязания в стрельбе из лука, скачки и различные игры на лошадях, проводившиеся на специально оборудованных площадках. Воины добивались совершенства в фехтовании, верховой езде, игре в мяч и специальных гимнастических упражнениях. Один из вазиров царицы, ее мечурчлетухуцеси или, говоря современным языком, министр финансов. гениальный грузинский поэт Шота Руставели сам был прекрасным наездником и с увлечением играл в конные игры. Вот как говорит об этом предание.
Однажды целую неделю слышались в семье Руставели радость и веселье. В последний день этого торжества Руставели пригласил царицу Тамар с супругом и множество вельмож грузинских... После обеда хозяин собрал всех на площадь посмотреть джигитовку. Сам он облачился в прекрасную одежду, поверх надел дорогое оружие, коня взнуздал прекрасной сбруей и, выехав на джигитовку, победил всех соперников. Царица и собравшиеся поздравили его с победой. А он вдруг поднял коня на дыбы, пришпорил его и умчался. Когда же он вновь показался, то стоял на скачущем коне, играя оружием. Приблизившись к гостям. Руставели натянул лук, прицелился и поразил стрелою брошенную вверх шапку...
«Кипарис в садах эдемских, силой я со львом сравнялся,
Бил без промаха из лука и с друзьями состязался.
Стрелы, пущенные мною, были смертью для зверей.
Возвратившись, в мяч играл я на ристалище царей...»
Эти слова, сказанные Шота от лица Тариэла, витязя в тигровой шкуре, можно было в полной мере отнести и к самому автору поэмы.
Сейчас трудно представить, как именно играли в мяч герои Руставели, зато мы можем познакомить читателей со спортивными играми, популярными в Грузии до сих пор.
Вот, например, цхенбурти — конноспортивная игра в мяч с ракетами. Она имеет древнее происхождение. В грузинской литературе позднефеодального периода имеются свидетельства о том. что эта игра использовалась как одно из средств физической подготовки воинов-аристократов.
Играют в цхенбурти две команды, в каждой по 6 всадников. Действие разворачивается на поле длиной 150—300 м и шириной 75—120 м. Игра начинается с центра поля, обозначенного кругом. Старший судья подбрасывает мяч из плотной цельной резины, игроки подхватывают его на чогани (так называется деревянная ракета с плетеным ободком и рукояткой. длина которой 30—40 см) и вскачь устремляются к воротам соперников. чтобы загнать туда мяч. Нужно обладать изрядной сноровкой, мастерски управляться с чогани, виртуозно владеть искусством верховой езды, чтобы сделать это, обойдя всех противников, стремящихся во что бы то ни стало перехватить мяч. 10 минут борьбы, а затем 15-минутный перерыв. Перед началом второго тайма команды меняются воротами.
Игра протекает в быстром темпе и представляет собой крайне увлекательное зрелище. В средние века грузинские мастера чогани побеждали даже знаменитых иранских игроков, считавшихся сильнейшими в мире.
Еще одна старинная игра в мяч — лело. Особенное распространение имела она в Западной Грузии. В лело могло играть любое число участников, разделившихся на две команды. Обычно сходились селение на селение на естественной, сильно пересеченной местности. Бывало, дорогу игрокам преграждала и речка, которую приходилось преодолевать вплавь по нескольку раз. Цель игры — доставить кожаный мяч за установленную границу, называемую лело. Делать это разрешалось любым способом — руками, ногами, на лошади, вплавь... Древнее поверье гласило. что победители, первыми доставившие мяч за свое лело, соберут обильный урожай.
В наши дни лело проводится по четко установленным правилам. Играют на специально расчерченной площадке или на футбольном поле. Мяч круглый, кожаный, набит травой, шерстью, тряпками или конским волосом. В команде от 12 до 15игроков. Во время игры разрешается делать по три замены. Вести мяч по полю можно в любом направлении. Разрешена игра руками (бросание, ловля, остановка мяча) и головой. Запрещается толкать и ударять противника, сбивать его с ног. прыгать на игрока, применять подножки и другие грубые приемы.
В Абхазии разновидность этой игры носит название аймцкачара. Ее основное отличие от пело в том, что игрок, перехвативший мяч у противника, не может передавать его товарищу. Он должен сам преодолеть все преграды, чинимые ему на пути соперником. Мяч для игры в аймцкачару — ампыл изготовляется из бараньей кожи. Внутри — опилки и мех. Шитье ампыла поручается женщине, недавно вышедшей замуж, и считается большой честью для нее. Внутрь мяча мастерица закладывает деньги — приз для победившей команды.
Лахтаоба — подвижная игра для юношей. Проводится она на площадке, в центре которой очерчивается круг. Участники делятся на две команды. Одна из них располагается вне круга — это нападающие, другая — в кругу. Каждый игрок из стоящих в кругу кладет между своими ногами пояс (лахти) так, чтобы он пряжкой касался линии окружности. По команде нападающие бросаются к кругу, стараясь схватить лахти. Но это не так-то просто! Действовать нужно так ловко, чтобы противник тебя не осалил (для этого достаточно коснуться своей ногой ноги атакующего ниже колена). Добыть лахти довольно сложно еще и потому, что защищающиеся имеют право выходить из круга одной ногой и наступать на пояса. Зато уж отнятым поясом разрешается выбивать и остальные лахти. Когда все лахти отобраны, нападающие начинают наступать на игроков, находящихся в кругу, слегка стегая их поясами. Те уворачиваются от ударов, совершая при этом всевозможные прыжки, и стараются, в свою очередь, осалить ногой кого-либо из противников. Когда это удается, команды меняются ролями и игра начинается сначала.
Показать свою ловкость, а кроме того, и умение держаться в седле имеют возможность и участники тарчии. Проводится она так. На стартовую линию становится всадник, который держит в зубах тарчию — шарф или платок, врученный ему первой красавицей селения. За ним выстраиваются преследователи. По первому сигналу в поле, размеры которого 60 х 60 м, уходит счастливый обладатель тарчии, а через 3 секунды, по второму сигналу судьи, и его соперники. Всаднику надо сохранить подарок девушки. Преследующие стремятся настичь его и прикоснуться рукою к его плечу, после чего преследуемый обязан передать шарф осалившему его игроку. Борьба за приз продолжается. Утративший подарок игрок теперь уже в рядах преследователей. Побеждает тот, кто, пробыв в поле не более трех минут, вернется на стартовую линию с платком в зубах и возвратит его девушке, которая затем и награждает победителя.
С древнейших времен в быту грузин занимала большое место мшвил-досноба — стрельба из лука. В некоторых районах Грузии сторожевые и оборонительные башни строились на расстоянии полета стрелы. Мшвил-досноба широко применялась в военном деле даже после появления огнестрельного оружия.
«...В старину возводили длинный шест и на нем устанавливали золотую или серебряную чашу, и в праздник или на масленицу выезжали царь и вельможи на лошадях на площадь, и по очереди на конях проскакивали мимо того «кабахи», и стреляли из лука стрелу, и, кто сбрасывал ту чашу, тому ее и отдавали...» — так описана кабахи (стрельба из лука в цель на полном скаку) в «Ситквис кора» — словаре грузинского языка, составленном Сулханом Саби Орбелиани.
Игра в кабахи проводится на ровной четырехугольной площади. В центре ее водружается шест высотою 6 м, на верхушке которого установлен кубок. Участники соревнования стартуют по очереди, пуская лошадь вскачь по направлению к мишени и на скаку стреляют в нее. Использовав первую попытку, они получают право на вторую. Победитель определяется по числу попаданий в цель и по времени, затраченному на скачку.
Меткость и умение скакать на лошади требуются и от играющих в исинди. В игре принимают участие 2 команды, в каждой из которых по 6 всадников. Всадники вооружены короткими копьями с тупыми концами (один из концов имеет предохранительную головку из кожи или ткани). Играют в исинди на ровном поле длиной 150—200 и шириной 40—50 м. Там, где у нас сейчас обычно располагают привычные глазу футбольного болельщика ворота, находятся стартовые площадки. Только лежат они за пределами игрового поля. Непосредственно к ним примыкают площадки вызова. Их образуют линии, проведенные внутри игрового поля на расстоянии 15 м от его лицевых сторон и параллельно им.
В начале игры участники выстраиваются на противоположных концах поля за пределами своих стартовых площадок. Один из игроков нападающей команды выходит на стартовую площадку и по сигналу направляется к площадке вызова обороняющейся команды. Едва только его лошадь окажется на площадке вызова, всадник метает копье в одного из игроков соперника, то есть вызывает его. Затем поворачивает коня и мчится во весь опор обратно. Вызванный игрок по сигналу стартера бросается в погоню, стремясь поразить копьем напавшего на него наездника, пока тот не пересек лицевую сторону своей половины поля. Такие поединки разыгрывают по очереди все участники. Затем команды меняются ролями. Победитель определяется по числу заработанных очков. Очки присуждаются команде, если ее игрок сумел попасть копьем в противника или в его лошадь, а также если он перехватил в воздухе летящее в него копье. Если же всадник включился в игру до сигнала стартера, или метнул исинди раньше, чем въехал на площадку вызова соперника, или. отступая, пересек боковую линию поля, его команда получает штрафные очки.