Все возрастающие темпы подготовки спортсменов высокого класса и все более обостряющаяся конкуренция на мировой спортивной арене требуют значительного повышения эффективности тренировочного процесса. Сегодня очевидно, что рост спортивных результатов в прыжке в высоту зависит прежде всего от уровня технического мастерства, физической и психологической подготовленности спортсмена.
Появление техники прыжка «фосбери-флоп» вызвало полемику о его будущем. В этой связи А. Стрижаком (1974) были проведены специальные исследования, в ходе которых установлено, что характерной особенностью прыжка «фосбери» является отсутствие специальной перестройки структуры движений прыгунов в предтолчковом шаге, что дает возможность прыгунам сохранять более высокую горизонтальную скорость движения к началу выполнения отталкивания, достигать большей мощности в отталкивании и большей вертикальной скорости вылета общего центра масс. Биомеханические исследования показали, что в структуре прыжка «фосбери» преобладает скоростной характер движения, в перекидном — скоростно-силовой. В этой связи автор считает важным акцентировать внимание на развитии двигательных качеств прыгунов «фосбери» с учетом этих требований.
Несмотря на то, что техника «фосбери» в координационном отношении не столь сложна, как техника перекидного, тем не менее она требует при освоении чрезвычайно серьезного отношения. Прыгуну необходимо применять специфические подводящие упражнения, которые в тренировочном процессе должны быть направлены на развитие умения выполнять эффективную подготовку к отталкиванию в условиях действия центробежной силы:
бег по дуге различной кривизны с тремя шагами ускорения в конце разбега;
отталкивание в условиях действия центробежной силы;
освоение ведущих элементов движения в отталкивании;
освоение перехода через планку;
освоение целостного прыжка.
В работе К. Скрипченко (1978) отмечается, что наиболее информативным, базовым показателем, отражающим потенциальные возможности прыгунов в высоту, являются показатели относительной силы мышц подошвенного сгибания стопы (0,802) и мышц разгибателей голени в приседании со штангой (0,855). Автором было выявлено, что основной причиной замедляющихся темпов развития специальных двигательных качеств женщин-прыгуний в высоту по мере повышения их спортивного мастерства являются недостатки в методике тренировки, которые в основном сводятся к малой интенсивности выполнения упражнений специальной физической подготовки и однообразию методов их применения.
С каждым годом требования, предъявляемые к спортсменам, становятся все жестче как по уровню результатов, так и по точности их реализации в ответственных соревнованиях. Ученые и практики все более утверждаются во мнении, что механическое увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок не приводит к желаемому результату. По данным К. Скрипченко, повышение интенсивности тренировочной нагрузки и увеличение количества упражнений силового характера, выполняемых с высокой интенсивностью, имеют значительное преимущество в развитии базовых показателей специальной подготовленности. Экспериментальные исследования показали, что применение методики совершенствования специальной физической подготовки с повышенным количеством средств высокой интенсивности — до 15 % годового объема нагрузки в тренировке женщин-прыгуний в высоту — способствует значительному повышению их спортивно-технического мастерства.
Заслуживают внимания результаты работы Ю. Чистякова (1968), рассматривавшего кинематическую и динамическую структуру упражнений максимальной интенсивности. По мнению автора, понижение стопорящего усилия за счет реактивных сил маховых конечностей в момент накопления количества движения при постановке толчковой ноги дает возможность увеличить их горизонтальную скорость. Увеличение скорости разбега положительно влияет на приобретение количества движения маховыми конечностями, так как повышает скорость перемещения маховых звеньев тела относительно площади опоры. Скорость прыгуна зависит от его физической подготовки и технического мастерства и в связи с этим имеет свой оптимум — 7,5—7,8 м/с.
С ростом требований к динамике спортивных результатов неуклонно растут требования к уровню физических качеств прыгуна, к их повышению под влиянием направленной тренировки. В своей работе Г. Северухин (1976) отмечает, что наиболее целесообразным путем индивидуального совершенствования технического мастерства прыгунов в высоту будет не исправление отдельных недостатков в старой системе движений, а коренное переучивание — изменение целостной системы движений, но с учетом имеющихся индивидуальных недостатков. Основными причинами возникновения недостатков техники автор считает отсутствие у тренеров глубоких знаний современной рациональной техники прыжка и бытующая в практике силовая установка. При коренной перестройке техники ведущее значение должно уделяться психологической стороне педагогического процесса, повышению уровня знаний и уточнению представлений о технике, изменению системы субъективного контроля и управления движениями. Обязательно применение объективных методов контроля.
Овладение новой структурой движений автор осуществлял по следующей программе:
1) формирование фоновой структуры прыжка (старт и разбег);
2) создание подготовительной структуры;
3) овладение основной фазой;
4) построение связи подготовительных действий и толчка без прыжка через планку;
5) соединение фаз прыжка с целью формирования ритмотемповой структуры без преодоления планки;
6) обучение рациональному переходу планки;
7) объединение подготовительной и основной фаз с переходом планки в прыжках с короткого разбега;
8) совершенствование целостного прыжка с преодолением планки.
М. Кутман (1971) утверждает, что, располагая объективной информацией о физической подготовленности прыгуна, его двигательном потенциале, можно прогнозировать результат (т. е. коэффициент использования этого потенциала), судить о степени овладения спортивной техникой. По его данным, наиболее информативными тестами для прогнозирования спортивных результатов являются:
для прыгунов низкой квалификации — бег на 100 м, абсолютная суммарная сила мышц ног, тройной прыжок с места;
для прыгунов средней квалификации — бег на 30 м, прыжки с места вверх и тройной;
для прыгунов высокой квалификации — тесты, отражающие уровень скоростносиловой подготовленности, и тесты взрывного характера.
На необходимость специального контроля указывает в своей работе Л. Хазанович (1979). Комплекс контроля должен отражать степень задач подготовки на каждом этапе годичного цикла. Для комплексной оценки уровня подготовленности спортсмена (общей физической, специальной физической и технической) необходимо иметь соответствующие группы тестов. Автор разработал и экспериментально обосновал комплекс контроля, в состав которого вошли три группы тестов: I группа — для оценки уровня общей физической подготовленности; II группа — для оценки специальной физической подготовленности; III группа — для оценки уровня технической подготовленности.
Оказалось, что для оценки уровня физической подготовленности прыгунов в высоту достаточно проводить контроль по окончании очередного этапа годичной тренировки, а в процессе совершенствования технического мастерства необходимо проводить объективный контроль, позволяющий количественно оценивать происходящие изменения в основных параметрах движения. Для этапа физической подготовки автор рекомендует использовать две группы тестов — для оценки уровня общей и специальной физической подготовленности. На этапах соревнований целесообразно использовать комплекс тестов, которые имеют наибольшую информативность в оценке готовности к показу наивысших спортивных результатов: ритмотемповые характеристики разбега в прыжках в высоту, трех-шажный ритм ускорения темпа, контрастность нарастания темпа (1,4—1,6 шаг/с).
Исследованиями последних лет установлено, что для достижения выдающихся результатов в прыжке в высоту с разбега необходим высокий уровень скоростно-силовой подготовленности, высокий уровень способности реализовать имеющийся двигательный потенциал в заданной структуре движения. Повышать же уровень этой подготовленности необходимо с детского возраста, добиваясь постоянного соответствия между физической и технической подготовленностью посредством специально подобранных упражнений. Целью работы С. Мельникова (1977) явилась разработка эффективной методики специальной скоростно-силовой подготовки девочек-подростков на этапе начальной спортивной специализации и обоснование рациональной методики начального обучения девочек прыжку в высоту с разбега способом «фосбери-флоп».
В учебно-тренировочных занятиях с девочками 12—13 лет не целесообразно использовать остродействующие средства (прыжки с отягощениями, прыжки в глубину более 50 см), так как в этот период наблюдаются высокие естественные темпы роста скоростно-силовой подготовленности. Проведенные исследования позволили автору высказать ряд методических положений:
а) учебно-тренировочные занятия на этапе начальной спортивной специализации подразумевают направленную разностороннюю физическую подготовку посредством специальных упражнений, отвечающих по режиму работы мышц специфике вида спорта;
б) в отдельных учебно-тренировочных занятиях необходимо акцентировать внимание на специальную скоростно-силовую подготовку девочек-подростков с помощью «сопряженных упражнений» (14 %);
в) эти упражнения должны подбираться с учетом специфики вида спорта и анатомических, физиологических, психологических особенностей занимающихся данного возраста.
Обоснованию методики тренировки юных прыгунов в высоту с разбега на этапе начальной спортивной специализации была посвящена работа А. Бурла (1973). Техника прыжка в высоту оценивается прежде всего способностью прыгуна выполнить мощный толчок в сочетании с высокой скоростью разбега под оптимальным углом и по умению реализовать полученную высоту взлета.
Можно констатировать, что при воспитании скоростно-силовых качеств юных прыгунов в высоту с разбега 13—15-летнего возраста наиболее эффективными являются специальные скоростно-силовые упражнения динамического характера, направленные на развитие прыгучести и силы отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку в прыжках в высоту с разбега. Наибольший эффект для повышения прыгучести у подростков 13—15 лет оказывают упражнения в спрыгивании с оптимальной высоты с последующим выпрыгиванием вверх в три серии: в первой серии — спры-гивание с высоты 40—60 см с последующим перепрыгиванием планки, установленной на доступной высоте (70—90 см); во второй серии — спрыгивание с высоты 20—30 см на одну ногу с последующим выпрыгиванием вверх; в третьей серии — спрыгивание с последующим перепрыгиванием планки, как в первой серии.
Наилучшим распределением тренировочных средств на занятиях с юными прыгунами на этапе начальной спортивной специализации (первые два года занятий) автор считает такое, при котором в первый год тренировки средствам разносторонней физической подготовки отводится около 70 % общего тренировочного времени и около 30 % средствам специальной, скоростно-силовой, а также технической подготовки. На третьем году обучения целесообразно средствам специальной скоростно-силовой подготовки отводить не менее 30 % общего тренировочного времени, 40 % — средствам разносторонней физической подготовки и 30 % имитационным и подводящим упражнениям прыгуна, а также непосредственным прыжкам в высоту с разбега.
Г. Доля (1973) изучала развитие прыгучести, мышечной силы ног и способности к координации движений у девочек и девушек 11—18 лет и взрослых. По ее данным, становление прыгучести у специализирующихся в прыжках в высоту с разбега происходит неравномерно при отталкивании маховой, толчковой и двумя ногами (таблица).
Максимальных значений высота прыжка достигает у легкоатлеток в 17-летнем возрасте при отталкивании маховой и толчковой ногами, при отталкивании же двумя ногами в прыжке без взмаха руками — в 18 лет, а со взмахом руками у взрослых спортсменок. С 16 лет отмечаются различия не только в уровне, но и в направленности развития прыгучести и способности к координации. Результаты контрольных испытаний у спортсменок с возрастом повышаются, в то время как у не занимающихся спортом они после 16-летнего возраста начинают снижаться и у взрослых становятся равными показателям 12—13-летних девочек. Начинать спортивную специализацию по прыжкам в высоту Г. Доля рекомендует с 15—16 лет после предварительной общей физической подготовки.
Установлено, что для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в высоту с разбега необходима отчетливо выраженная асимметрия силы мышц ног. Между величиной коэффициента асимметрии силы и спортивным результатом у мастеров спорта выявлена высокая зависимость (0,85). Методические положения, разработанные автором, позволяют утверждать, что при тренировке юных спортсменок, специализирующихся в прыжках в высоту с разбега, необходимо применять одинаковую нагрузку на обе ноги. Построение тренировочных занятий должно быть таким, чтобы оно не способствовало превалированию силы мышц толчковой (в 80 % случаев левой) ноги над силой мышц маховой ноги, так как преобладание силы толчковой ноги над маховой отрицательно сказывается на достижении спортивных результатов.