Велосипедные гонки в программе соревнований Московской олимпиады стали достоянием истории. Но они явились значительным этапом в развитии велосипедного спорта в мире, обобщив весь предыдущий опыт подготовки гонщиков мирового класса. Изучение этого опыта, организационных и методических находок ведущих тренеров и специалистов многих стран может подсказать, по каким направлениям следует искать новые резервы увеличения скоростей и пути для победы в видах гонок олимпийской программы.
Результатом огромной работы Оргкомитета «Олимпиада-80», Спорткомитета СССР, ВЦСПС, Федерации велоспорта СССР, Всесоюзной коллегии судей явилось создание прекрасных сооружений, подготовка отечественных кадров для безукоризненного проведения соревнований.
От первой разработки основных положений задания на проектирование олимпийского велодрома, порученной ВЦСПС {заказчиком и будущим хозяином спортивного комплекса в Крылатском) Центральному спортивному клубу ДСО профсоюзов, строительство самого уникального из сооружений такого рода в мире проходило под контролем специалистов велоспорта, и в частности автора статьи.
Например, в проект дорожки трека, рассчитанный прекрасным инженером В. В. Ханжи, было внесено дополнение о создании плавного перехода от полотна трека на виражах (от их наклона в 42°) к нейтральной дорожке и горизонтальной зоне тихой езды. Это обеспечило дополнительный комфорт для гонщиков и повысило безопасность проведения тренировок и соревнований. Точность подгонки брусков должна была обеспечить расхождение в уровне поверхностей каждого из них с соседним (особенно на стыках) не более 1 мм. Надо отметить, что строители выполнили укладку полотна трека просто блестяще, что и сделало трек одним из самых быстрых в мире.
Всесоюзная коллегия судей под руководством ветерана отечественного велоспорта В. Н. Евдокимова провела для подготовки к Олимпиаде несколько национальных и один международный судейские семинары, четко организовала стажировку судей в олимпийских видах соревнований.
Таким образом, в советской столице было сделано все необходимое, чтобы олимпийские старты прошли на самом высоком уровне.
Шоссе. Командная гонка на 101 км (20 июля)
Это было первое командное соревнование в числе циклических видов спорта программы Игр. Предварительные результаты 1979—1980 гг. говорили о том, что наибольшая конкуренция в этой группе видов (плавание, беговые виды, гребля и др.) будет между спортсменами Советского Союза и ГДР. И эта гонка должна была стать показателем качества подготовки спортсменов, претендующих на победу.
Все, что зависело от людей для успешного проведения соревнований, было сделано, но в ночь на 20 июля прошел сильный дождь, который прекратился лишь к 8 часам утра, т. е. за 2 часа до начала гонки. В соответствии с регламентом ФИАК (Международной любительской федерации велоспорта) организаторы гонок должны так подготовить трассу, чтобы исключить всякую возможность проколов. И с рассветом вновь (в который раз!) на 50-километровом участке Минского шоссе заработали уборочные машины.
К старту были готовы 23 команды. Судейскую коллегию возглавил югославский арбитр международный комиссар УСИ Василий Морович.
Последней в самом выгодном положении старт принимала команда ГДР — чемпион мира. Советская команда стартовала 21-й, на 6 мин раньше основных соперников. Сильный встречный ветер заставил внести коррективы в тактические планы.
Исход борьбы был предрешен на первой четверти дистанции. Несомненной заслугой наставника советской сборной В. А. Капитонова в этих условиях стал тактический план — создать запас преимущества сразу же со старта. В дальнейшем советские гонщики Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков и А. Яркин закрепили свое превосходство и победили с результатом 2 : 01.21,7 сек., показав среднюю скорость 49,438 км/час.
Выдающееся достижение советских гонщиков — победа в 100-километровой гонке на трех олимпийских играх подряд — свидетельствует о правильной системе подготовки и большом педагогическом мастерстве советских тренеров. Слагаемые победы — это, несомненно, полноценный резерв велосипедистов-шоссейников мирового класса, смелое опробование сил молодежи и точный подбор стартового состава команды.
Сбалансированный календарь соревнований прежде всего молодых гонщиков, многолетний опыт главного тренера В. А. Капитонова, использование научных данных в подготовке и определении основного состава команды складывались в систему годами.
Во время ряда предолимпийских соревнований, в том числе и чемпионата СССР, самым ответственным делом было не допустить ошибки при комплектовании стартового состава, и с этой задачей наставники советской сборной успешно справились.
Результаты в командной шоссейной гонке на 101 км
1. СССР (Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков, А. Яркин — 2:01.21,7)
2. ГДР <Ф. Боден, Б. Дроган, О. Людвиг, Г.-Й. Хартник — 2:02.53,2)
3. Чехословакия (М. Класа, В. Конечни, А. Костадинов, И. Шкода — 2:02.53,97)
4. Польша (С. Чеканъски. Я. Янкевич, Ч. Ланг, В. Платецки — 2:04.13,8)
5. Италия (М. де Пеллегрин, Д. Джакоминн, И. Маффеи, А. Минетти) — 2:04.36,2
б. Болгария (Б. Ассенов, В. Хубеков, Й. Пентчев, Н. Станков) — 2:05.55,2
Трек. Гит с места на 1 км (22 июля)
Олимпийская программа соревнований на треке открылась гонкой на 1 км на время с места (старт приняли 18 участников). На этом , прекрасном полотне еще до олимпийских стартов уже был показан ряд результатов, превышающих мировые рекорды, но вряд ли кто предполагал, что победитель — трехкратный чемпион мира из ГДР Л. Томе закончит дистанцию за 1 мин. 02,955 сек.
В последние годы в ГДР была разработана и умело реализуется наиболее результативная методика подготовки к этой своеобразной дистанции, которая требует и взрывной скорости при старте и незаурядной выносливости в конце гонки.
На Олимпийских играх в Москве специалистами ГДР было продемонстрировано еще одно новшество — облегченный велосипед аэродинамичной конструкции с рулем, укрепленным на коронке передней вилки. Этот велосипед по параметрам полностью отвечал международному регламенту, но снижал общее сопротивление воздушной среды, способствуя еще большему отрыву результата Л. Томса от результатов конкурентов. Отметим, что все гонщики, претендовавшие на хорошие места, использовали аэродинамические костюмы из эластичной ткани, а некоторые — колеса с плоскими спицами, облегченные педали, туфли и обтекатели на ногах также из эластичной ткани. Все это свидетельствует о том, что поиск любых резервов как в области подготовки гонщиков, так и в совершенствовании материальной части и спортивной одежды, успешно продолжается. Такие возможности еще далеко не исчерпаны и следует ожидать новых открытий.
Большую помощь гонщикам сборной команды СССР оказал заслуженный тренер РСФСР, экс-рекордсмен мира Г. Мартынов, который после многолетних поисков оптимального решения создал легкую, надежную аэродинамичную педаль (запатентованную им как изобретение).
И все же Л. Томе победил за счет огромного преимущества в комплексной специальной готовности. Он был вне конкуренции (это подтверждает почти двухсекундный отрыв от второго результата), в то время, как разрывы во времени гонщиков, занявших последующие места, составляли 0,2—0,4 сек.
Л. Томе, уступив Панфилову после первого круга 0,02 сек., прошел второй круг за 18,82 сек., на 0,91 сек. быстрее. Он удержал более высокую скорость на последнем круге: 20,795 против 21,795 у Панфилова.
Такой график распределения .усилий на дистанции свидетельствует о быстром начале гонки без излишнего напряжения, о сохранении высокой работоспособности на протяжении всей дистанции.
Основной вывод: необходимо выработать у гонщиков и физическую и техническую способность к быстрому старту и научить их удерживать высокую скорость до конца дистанции. Решить вопрос предстоит тренерам и специалистам спортивной науки. Большую помощь в этом мог бы оказать опыт подготовки спортсменов в других, близких по проявлению качеств видах спорта. Как показывает практика, гонщик должен уметь выполнять максимальный разгон не менее чем на полсекунды быстрее планируемого в гонке.
Очень важен и психологический фактор внутренней конкуренции в составе команды, что несомненно повышает способность к мобилизации. В ГДР в настоящее время есть 3— 4 гонщика, каждый из которых мог бы выиграть в Москве золотую медаль.
Круглогодичная специальная подготовка, ставшая возможной с вводом в строй двух зимних велодромов в Крылатском и во Львове, смелое сочетание ее с увеличенными объемами силовой подготовки на тренажерах несомненно помогут советским гонщикам ликвидировать отставание от велосипедистов ГДР.
Результаты в гите с места ка 1 км
1. Л. Томе (ГДР) — 1.02,955 — мр
2. А. Панфилов (СССР) — 1,04,845 — мр
3. Д. Уэллер (Ям) — 1.05,241 — мр
4. Г. Бонтемпи (Ит) — 1.05,478 — мр
5. Я. Каар (Фр) — 1.05,584 — мр
6. X. Ислер (Швейц) — 1.06,273
Индивидуальная гонка преследования на 4 км (22 июля)
Квалификационные заезды на время характеризовались относительно равномерным прохождением дистанции. В старте участвовали 14 спортсменов. X. Вольф из ГДР, пройдя 4 км в одиночку за 4.39,96 сек., установил новый мировой рекорд для закрытых велодромов. Превысил прежний мировой рекорд и наш В. Осокин (4.41,51 — 5-й результат). Высокая плотность результатов первой пятерки гонщиков (разрыв от первого до пятого — 1,55 сек.) исключительно обострила борьбу в четвертьфиналах. Переборов волнение первого старта, каждый гонщик уже в личных встречах на выигрыш более полно раскрыл свои физические и мобилизационные возможности.
Осокину явно не повезло. В четвертьфинале он встретился с Р. Дилл-Бунди из команды Швейцарии, показавшим 4-й результат, всего на 0,8 сек. лучше Осокина. Осокин лидировал на протяжении трех с лишним километров и на финише показал свое лучшее личное достижение — 4.38,17, но на последних двух кругах Дилл-Бунди предпринял потрясающий спурт, пройдя четвертый километр за 1.06,41 (против 1.10,2 у Осокина). В. Осокин выбыл из борьбы за олимпийскую медаль, заняв пятое место.
Из последующих заездов при менее напряженной борьбе в полуфинал вышли А. Бондю (Франция) — 4.36,26, X. Вольф (ГДР) — 4.37,18 и Х.-Э. Ерстед (Дания) — 4.38,42.
В полуфинале снова острым финишем блеснул Дилл-Бунди: последний километр — 1.05,97! При невиданном еще в мире общем результате — 4.32,29 сек. он ни у кого не оставил сомнений в своем подавляющем превосходстве. А. Бондю в финале не оказал швейцарцу фактически никакого сопротивления. Дилл-Бунди финишировал за 1.06,08 сек. Почти такой же быстрый финиш продемонстрировал и Ерстед (1.06,43), победивший в борьбе за 3-е место X. Вольфа.
О том, как готовились лучшие преследователи мира Дилл-Бунди, Бондю, Ерстед к Московской олимпиаде точными сведениями мы не располагаем. Однако уже ряд лет они были ведущими гонщиками как в индивидуальной, так и в командной гонке преследования на треке.
Выводы об основных направлениях в подготовке гонщиков, специализирующихся в индивидуальной гонке преследования на 4 км на треке, после анализа олимпийских соревнований практически не изменились: база работоспособности преследователя создается в подготовке на шоссе, а специальные качества и умения доводятся до совершенства на треке. Олимпиада показала, что в современной организации борьбы на дистанции решающее значение приобретает способность к увеличению скорости в заключительной части гонки.
Советские тренеры располагают достаточными знаниями и опытом подготовки преследователей мирового класса. Необходимо лишь подготовить достаточное их число, чтобы создать запас прочности для успешных выступлений в этой олимпийской дисциплине.
Результаты в индивидуальной гонке преследования на 4 км
1. Р. Дилл-Бунди (Швейц) — 4.35,66
2. А. Бондю (Фр) — 4.42.96
3. Х.-Э. Ерстед (Дан) — 4.36,54
4. X. Вольф (ГДР) — 4.37,38
5. В. Осокин (СССР)
6. С. Иэйтс (Великобр)
В этот день состоялись квалификационные заезды. Стартовало 13 команд. Это были сенсационные соревнования: 8 сразу команд превысили прежний мировой рекорд — 4.23,7 сек. Советская команда: А. Краснов, В. Манаков, В. Мовчан и В. Петраков показала результат 4.16,62 сек., который теперь является официальным мировым рекордом.
Спортсмены ГДР стартовали последними и знали все предыдущие результаты. И все же они уступили нашей команде 1,62 сек. Очень плотные результаты предвещали бескомпромиссную борьбу. Действительно, в четвертьфинальных заездах, состоявшихся в тот же день, все победившие команды улучшили свои квалификационные достижения.
Советская команда добилась абсолютно лучшего за всю историю мирового велоспорта достижения — 4.14,64. Второй результат 4,17,43 вновь показала команда ГДР, но отставание от советской команды возросло до 2,79 сек. (это проигрыш около 40 метров дистанции).
В первом полуфинале острейшая борьба в начале гонки команд ГДР и Италии привела к самой быстрой стартовой скорости команды ГДР: 1-й километр с места — 1.06,40 и 2-й — 2.08,91. Затем скорость снизилась (общий результат — 4.18,16), но сопротивление команды Италии было сломлено.
Во втором полуфинале с командой Чехословакии наши гонщики (на другой день вместо Краснова стартовал В. Осокин) вели борьбу «по противнику». Начав дистанцию (1-й км — 1.07,11) быстрее, чем в четвертьфинале, и имея после 3 кругов преимущество в 80—90 м, наша команда стремилась только добиться победы и выйти в финал.
В основном финале за 1—2-е места накал борьбы на треке в Крылатском достиг своего апогея; в напряжении были все — и гонщики, и тренеры, и шесть тысяч зрителей. На четвертом километре команда ГДР не выдержала темпа и прошла последний километр за 1.06,03 (против 1.03,16 у советской команды). Итак, наши гонщики (уже будучи четырехкратными чемпионами мира) впервые в истории завоевали и золотые олимпийские медали.
Особых тактических и технических новинок команды не показали. Скорости возросли за счет высокого темпа педалирования и улучшения аэродинамики (гонщики использовали велосипедные шлемы каплеобразной формы) и, естественно, за счет прекрасного полотна олимпийского трека. Победители имели наиболее ровный состав, были хорошо готовы технически и, несмотря на длительный многотуровый отбор, сохранили достаточный потенциал во всех четырех заездах.
Команда ГДР прекрасно выглядела на первой половине дистанции, а в конце ее из ансамбля явно выпадал один из гонщиков.
Результаты в командной гонке преследования на 4 км
1. СССР (В. Манаков, В. Мовчан, В. Осокин, В. Петраков) — 4.15,70
2. ГДР (Г. Мортаг, У. Унтервальдер, М. Виганд, Ф. Винклер) — 4.19,67
3. Чехословакия (Т. Черни, М. Пенц, И. Покорни, И. Слама)
4. Италия (П, Бинколетто, Г. Бонтемтти, И. Маффеи, С, Милани)
5. Франция (А. Бондю, Ф. Шевалье, П. Пууссон, Ж.-М. Робьер;
6. Австралия (К. Фитцджеральд, К. Николз, К. Пул, Г. Саттон)
Спринтерская гонка на 1 км (24—26 июля)
В ней участвовало 15 гонщиков. После принятия МОК решения об участии в спринте лишь одного гонщика от страны конкуренция в этом виде олимпийской программы явно снизилась. Так, в олимпийском спринте не смогли принять участие гонщики ГДР — серебряный и бронзовый призеры чемпионата мира 1979 г. Э. Рааш и К. Дрешер. Разница в классе 4—5 ведущих гонщиков мира с остальными спортсменами была настолько велика, что интересная тактическая борьба началась только в некоторых четвертьфинальных заездах. Система розыгрыша спринта с учетом итогов предыдущего чемпионата мира не допускает преждевременных встреч сильнейших друг с другом. Поэтому по-настоящему боевыми были лишь полуфиналы и финалы.
Здесь с чемпионами мира А. Ткачем (1978 г.) из ЧССР и Л. Хесслихом (1979 г.) из ГДР очень остро сражались, сильно добавившие за последний год в своем мастерстве Я. Каар (Франция) и наш С. Копылов. Я. Каар победил в полуфинале в двух заездах из трех Ткача, а в матче из трех заездов уступил Хесслиху. Серебряная медаль в спринте Каара — это шаг к возвращению французского спринта на передовые позиции в мире.
Ради справедливости нужно отметить, что и Каар, уступивший всего колесо Хесслиху в последнем решающем заезде, после того как он просмотрел неожиданный и прямо-таки оригинальный рывок Хесслиха за 700 м до финиша, и С. Копылов, показавший наивысшую скорость на последних 200 м за всю историю мирового спринта — 10,47 сек., вполне реально могли завоевать золотую медаль чемпиона, В финальных заездах за 3-е место Копылов, освободившись от сковывавшей его напряженности, дважды в простых ситуациях, не усложняя тактической борьбы (в которой А. Ткач очень большой мастер), по скорости выиграл у чехословацкого гонщика (10,56 и 10,47) и повторил мюнхенский успех Омара Пхакадзе.
Неизменная уверенность Я. Каара в себе и четкий непрерывный контроль за действиями соперника со стороны Хесслиха принесли ему победу в первом финальном заезде при сравнительно невысокой для олимпийского велодрома скорости — 11,40 сек. Но как это часто и бывает в спринте, именно при первом проигрыше Каар почувствовал реальную возможность победить Хесслиха. Второй заезд Каар провел инициативно, на высокой скорости — 10,86 и был вознагражден победой. Итак, при счете 1:1 нестандартные действия Хесслиха (рывок за 700 м) и некоторая мгновенная растерянность Каара решили между ними спор за золотую медаль олимпийского чемпиона.
За полтора круга до финиша разрыв между гонщиками достиг 30 м, но увеличиваться перестал: Каар набрал такую же скорость. В этой ситуации все решала скоростная выносливость каждого спортсмена, техника преследования в зоне разрежения и техника выполнения обгона. Именно такого мастерства и не хватило Каару. Сократив за полкруга до финиша просвет до 5 м, Каар не сумел (надо было работать точно в спину) создать в скорости разницу, нужную для обгона на финишной прямой.
Подводя итоги спринтерскому турниру Московской олимпиады, остается констатировать, что чего-либо нового ни в технике, ни в тактике спринтеров не появилось. Успех принесли действия, основанные на классических истинах спринта: уверенность в себе, психологическое давление на противника, инициативность и изобретательность, применение неожиданных и нестандартных тактических приемов, высокая скоростная подготовленность, безукоризненное владение всеми техническими средствами реализации тактических замыслов.
Нереально рассчитывать на победу, уступая в скоростной подготовке, скажем, более 1 сек. на 200 м, или действуя слишком прямолинейно, без маскировки своих намерений предварительными дезориентирующими (обманными) действиями, или при неспособности технически выполнить задуманный тактический вариант борьбы в заезде.
Спринтерский турнир показал, что наш спринт обретает лидера (прежде всего в лице С. Копылова), способного бороться за звание чемпиона мира.
Результаты в спринтерской гонке на 1 км
1. Л. Хесслих (ГДР) — 12,01
2. Я. Каар (Фр)
3. С. Копылов (СССР)
4. А. Ткач (Чехосл)
5. X. Сале (Дан)
6. X. Ислер (Швейц.)
Гонка была наиболее представительным видом программы, венчавшим соревнования Олимпийских игр по велоспорту. В ней приняли старт 115 гонщиков из 32 стран всех континентов. Гонка завершилась блестящей победой советских спортсменов.
Уникальная трасса в Крылатском предъявила высокие требования к подготовленности гонщиков. Сумма перепадов всех подъемов на 14 кругах превысила 3 км, число различных поворотов, каждый из которых обладает индивидуальной характеристикой, более 1000. Случайных победителей быть не могло. Сама трасса требовала универсальности, бойцовских качеств, выносливости и быстроты, смелости и техничности. Гонщик должен быть зрелым стратегом и тонким тактиком.
Именно такими мастерами оказались С. Сухорученков и Ю. Баринов. Год за годом, шаг за шагом они уверенно шли к олимпийским медалям, побеждая в десятках самых престижных гонок: велогонке Мира, Туре дель'Авенир, Джиро делле реджиони, турах Болгарии и Югославии и многих других. Им помогали тренеры, научные сотрудники, врачи, массажисты, механики. Они были готовы победить и уверенно сделали это. Но и А. Яркин, и Ю. Каширин не были статистами в этом грандиозном пятичасовом спектакле. Они, уже ставшие олимпийскими чемпионами 1980 г., сделали все для успешной атаки Сухорученкова и Баринова, умело контролируя ситуацию в основной группе олимпийской гонки.
Ушедший на третьем круге вместе с нашими гонщиками Ч. Ланг (Польша) сначала активно поддерживал работу в отрыве, но затем, когда отрыв вырос до двух с половиной минут, он снизил активность. В такой ситуации по всем канонам личной тактической выгоды нужно беречь силы, чтобы на финише обыграть партнеров по «побегу». И он это начал делать, не исключая надежды на победу.
В этой обстановке — в заключительной фазе гонки — нашими тренерами было принято единственно правильное решение, которое могло гарантировать победу, не ставя ее в зависимость от случайностей при групповом финише: любой из двух наших лидеров должен был уйти вперед, а второй остаться с Лангом. За четыре круга до финиша в конце самого тяжелого подъема на питательном пункте, когда польские тренеры, основательно снабжая Ланга питанием и питьем, вынудили его отстать на 10—15 м от Сухорученкова, Сергей сделал рывок, который фактически стал финишным спуртом к золотой медали.
Примерно 300 м продолжался этот предельный по напряжению «спринт», пока Ланг понял, что ему не догнать Сухорученкова. Сергей проходил круг за кругом по 20 минут, выдерживая скорость, как в начале гонки.
Один за другим гонщики, не выдерживая трудностей борьбы, сходили с дистанции. Основная группа из 25 спортсменов также начала рассылаться. Чуть меньше чем за 2 круга до конца вперед вырывается хорошо подготовленная пятерка, которая вскоре тоже дробится. На одном из подъемов Т. Барт из ГДР делает рывок, который смог принять только поляк Т. Войтас. И вот в тройке, претендующей на 6—8-е места на последнем круге, остаются наш Яркин, голландец Ван дер Пуль и француз Форе. Каждый из троих хотел быть хотя бы шестым. Француз и голландец по очереди предприняли несколько ускорений на подъемах, но А. Яркин все их выдержал, а при входе на финишную прямую, примерно за километр до конца гонки, оторвавшись от преследователей на 50 м, финишировал шестым.
Результаты в групповой шоссейной гонке на 189 км
1. С. Сухорученков (СССР) — 4:48.28,9
2. Ч. Ланг (Пол) — 4:51.26
3. Ю. Баринов (СССР) — 4:51.26
4. Т. Барт (ГДР) — 4:56.12
5. Т. Войтас (Пол) — 4:56.12
6. А. Яркин (СССР) — 4:56.54
О судействе
Комиссарами олимпийских гонок в Москве были назначены В. Морович (Югославия), президент коллегии Ж. Буске (Франция), И. В. Хансен (Дания), Э. Тамарин (Италия) и Н, Ледан (Бельгия).
Заметной особенностью работы комиссаров была очень тщательная проработка до начала соревнований регламентов. Многоопытные комиссары не считали зазорным лишний раз прочесть ту или иную статью регламента, обсудить все возможные варианты ее трактовки. Так же тщательно обсуждалось и решение в той или иной ситуации гонки.
Следует отметить благожелательный поступок стартера г-на Хансе из Дании в отношении советского гонщика А. Панфилова, вышедшего на старт гонки на 1 км на время с места не со своим стартовым номером. За время, отведенное по регламенту для устранения ошибок такого рода, гонщик успел бы сменить комбинезон с пришитым к нему номером. Тогда судья с согласия главного судьи исправил черным фломастером номер. А ведь он мог бы не делать этого.
Царившая на соревнованиях по велосипедному спорту обстановка дружелюбия, честной спортивной борьбы и объективного судейства внесла свой вклад в создание особого климата Московской олимпиады, содействовала укреплению олимпийского движения, развитию дружбы между представителями всех стран, утверждению идеалов мира на нашей планете.
В. А. Бахвалов, комиссар Международного союза велосипедного спорта (УСИ).