Международный турнир по настольному теннису на приз газеты «Советская культура», проходивший на Малой спортивной арене в Лужниках, был в самом разгаре. За вторым столом встречались минчанка Инга Яворовская и юная румынка Бэдеску. Матч для советской теннисистки явно не складывался: счет партий 1:1, потом 2:2.
Чемпионке Европы среди младших девушек Бэдеску 13 лет. Яворовская же — теннисистка достаточно зрелая. Только что на этом же турнире она выполнила норму мастера спорта международного класса, одержав победу над 11-й ракеткой мира — Ким Енг Сун из Корейской Народно-Демократической Республики.
Нервничала Инга, нервничал и ее наставник Владимир Алексеевич Ефремов. Но все закончилось благополучно. Яворовская победила.
Заслуженный тренер Белорусской ССР Владимир Ефремов — интересная фигура в нашем настольном теннисе. 15 лет назад, окончив Белорусский институт физкультуры, пришел он в ДЮСШ № 8 города Минска и, что называется, не выходя из ее стен, сам скромный кандидат в мастера, вырастил там 14 мастеров спорта.
Только перечень последних результатов его воспитанников свидетельствует о том большом вкладе, который внес этот энтузиаст в развитие не только белорусского, но и всего нашего настольного тенниса.
На чемпионате СССР 1983 года Иван Минкевич выиграл бронзовую медаль в личном первенстве и золотую в паре с ленинградцем Юрием Волчковым. В том же году мужская команда, за которую выступали уже известный нам Минкевич, Виктор Син-кевич, Александр Половинка, завоевала Кубок СССР.
Такой же почетный приз выиграла и женская команда республики, в составе которой были три воспитанницы Ефремова: Инга Яворовская, Светлана Тарашкевич и Светлана Габец. Они же заняли третье командное место на Всесоюзных молодежных играх 1982 года. Наконец, мужская сборная Белоруссии стала бронзовым призером VIII Спартакиады народов СССР. Минкевич и Половинка побеждали и в юношеских чемпионатах страны.
Понятно, что в основе таких успехов должен лежать большой, кропотливый тренерский труд.
— Начинается он с так называемой селекции, — говорит Владимир Ефремов, — с отбора учеников в детскую спортшколу. В средней школе по соседству с нашей ДЮСШ я провожу на общественных началах уроки физкультуры с учениками 2-х и 3-х классов. Довольны обе стороны. Изрядно загруженным школьным преподавателям — помощь, я же получаю возможность близко наблюдать за будущими кандидатами на поступление в нашу ДЮСШ.
Больше того, могу активно направлять их физическое воспитание, задавая упражнения на координацию, на равновесие, вводя в уроки и элементы настольного тенниса: броски и ловлю мяча, выявляю у того или иного мальчика или девочки чувство мяча, подвижность, ловкость — качества, столь необходимые в настольном теннисе.
Таким образом мне удается основательно просмотреть до 400 детей. И когда приходит время набора в ДЮСШ, я уже встречаю кандидатов, зная, на что они способны. Тем самым вероятность отсева их из спортшколы в будущем снижается до минимума.
В ДЮСШ мы набираем учеников четвертых классов. На собственном опыте, насчитывающем полтора десятка лет, я убедился, что набирать в спортшколу детей более раннего возраста нецелесообразно. Возьмешь, к примеру, второклашку. За долгие восемь лет, занятий они могут так ему надоесть, что и на ракетку смотреть больше не захочется. А тут-то, к 10-му классу только-только и начинается игра, что называется, по большому счету. Если же мальчишка способный, то и начав с 4-го класса, он наберет мастерства достаточно для того, чтобы выходить с ним уже в большой спорт.
«Способный», «неспособный» — для определения этих качеств точных данных никакая наука нам не дает. У второклашки разглядеть эти качества очень трудно. Вот и получается, что, начав заниматься на два года раньше, менее способный обыгрывает способного, но взявшего в руки ракетку позже.
От тренеров же, работающих с детьми, требуют высоких результатов на всех соревнованиях, в том числе и для самых маленьких. Ну блеснет этот игрок, вышедший к столу еще во 2-м классе, принесет тренеру пресловутый результат, очки. А вскоре его начнут обходить начавшие заниматься позже, но по-настоящему способные теннисисты. Он вынужден будет уступить им место и исчезнуть с самых ранних горизонтов настольного тенниса. Понапрасну затрачены деньги на его обучение, нанесена моральная травма и самому пареньку. Я за раннюю специализацию, но не бездумно раннюю, ради самого слова «рано».
Когда я начинал работать тренером, в настольный теннис уже пришел топ-спин. По не таким уж частым выступлениям у нас зарубежных теннисистов, по фильмам о чемпионатах Европы и мира (ни на одном самом чемпионате мне, к сожалению, побывать не удалось) я понял главную идею, содержание топ-спина: если вращать мяч при ударе, то сильно, быстро, в атакующем стиле, В этом направлении и шло обучение в нашей ДЮСШ, этими же качествами отличается и вся белорусская школа настольного тенниса, и игра наиболее ярких ее представителей: Ивана Минкевича, Виктора Синкевича, Инги Яворовской.
Топ-спин вызвал к жизни контртоп-спин. Но если многие стали применять этот прием как оружие защиты (так, скажем, защищается, и очень неплохо, один из ведущих игроков страны Валерий Шевченко), то наш Минкевич использует его для контратак. Маленький Иван много бегает у стола и бьет, бьет, быстро, наотмашь. Пусть он, как говорят теннисисты, пока «сорит», но, уверен, в самом ближайшем будущем его стиль восторжествует.
Мне и моим ребятам довелось побывать на совместных сборах с теннисистами КНДР, внимательно наблюдали мы и за игрой мастеров маленькой ракетки из Чехословакии. И поняли: то, над чем мы работали до сих пор, то есть над средней фазой розыгрыша мяча, — не главное. Куда важнее начало и завершение его, выражаясь языком шахматистов, — дебют и эндшпиль. Ведь если проиграешь в дебюте, до миттельшпиля уже дело может и не дойти.
Значит, надо атаковать с самого момента введения мяча в игру. Поэтому большинство учеников нашей школы, и в первую очередь те же Минкевич, Синкевич, Яворовская, — игроки остроатакующего стиля. Есть, правда, у нас и теннисисты, которых принято называть защитниками: начавший помогать мне на тренерском поприще Александр Скуратов, уже знакомый вам Половинка, но и их скорее можно назвать атакующими защитниками.
Даже из небольшого рассказа Владимира Алексеевича Ефремова можно заключить, что опыт работы его и его школы представляет интерес для всего нашего настольного тенниса. Так можно ли мириться с тем, что школа, вырастившая столько мастеров маленькой ракетки, влачит сейчас жалкое существование в буквальном смысле этого выражения?
Ее ученики потеряли возможность проводить занятия даже в том, более чем скромном зальчике 11-й средней школы, куда приходили столько лет. Новые хозяева положили там борцовский ковер, а теннисистов выставили в... школьный коридор. Не говоря уже о том, что в этот коридор на каждой переменке высыпают гурьбой ученики новой школы, расположившейся в здании. Можно ли вообще представить в таких условиях нормальные тренировки спортсменов мастерского уровня? Куда, например, поставить им специальные тренажеры?
ДЮСШ № 8 нужен свой зал. Это ясно всем. Но многочисленные обращения ее руководителей в спортивный клуб «Трактор», членами которого являются все теннисисты школы, остаются без ответа.