Легкую атлетику сегодня называют самым медалеемким видом спорта, даже стратегическим. В смысле его возможностей вносить вклад в копилку общекомандных побед на олимпиадах. Это предопределяет наличие большой армии занимающихся.
И не удивительно, что именно в легкой атлетике, как ни в каком другом виде спорта, ныне насчитывается около 7 млн. человек. Это не считая любителей бега, членов КЛБ. Возможности «королевы спорта» в физическом воспитании советских людей — от мала до велика — неограниченны. Однако на сегодняшний день в этом плане еще не всегда и не в полной мере используются имеющиеся резервы. На необходимость дальнейшего развития легкоатлетического спорта нацеливает нас, в частности, и постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».
На наш взгляд, одну из главных ролей в повсеместном развитии легкой атлетики в нашей стране призваны сыграть целенаправленные пропаганда и агитация средствами массовой информации. И роль эту трудно переоценить. Причем речь идет не только об информировании населения о физкультурно-спортивных событиях и фактах, но и о настоящей пропаганде, агитации за спорт, о непосредственной практической помощи в занятиях, в организации физкультурного движения. Об этом говорят и наши социологические исследования. Например, из числа занимающихся самостоятельно делают гимнастику по телевидению 9,5%, по радио — 17,0%, используют рекомендации, советы, передаваемые по радио и телевидению, 19,1%, публикуемые в газетах — 6,6%, в журналах — 14,1 %, в лекциях — 4,1 % и с помощью кино — 4,0%.
Богатый опыт пропаганды физической культуры, в частности легкой атлетики, накоплен в наших центральных газетах «Правда», «Известия», «Советская Россия», «Комсомольская правда», «Советский спорт». В то же время в республиканских, областных, районных газетах, как правило, легкой атлетике отводится не более 3—8% от всего количества сообщений на спортивную тему. Это в 20—30 раз меньше, чем, скажем, пишут о футболе, хоккее или шахматах. Малое количество газетных материалов, касающихся вопросов легкой атлетики, — это лишь один из эпизодов недостаточного внимания к данному виду спорта. Второй же, и весьма важный, показатель — направленность этих выступлений. И вот тут-то без слов сожаления не обойтись. Прямо скажем: не королевское к нашей «королеве» отношение. Даже то небольшое количество сообщений на легкоатлетическую тему носит в основном чисто информативный характер: репортажи о прошедших соревнованиях, небольшие зарисовки. Вот, пожалуй, и весь перечень выбора жанров. Настоящей пропаганды этого вида спорта, проблемных статей, способствующих формированию общественного мнения на значимость и важность развития легкоатлетического спорта среди различных категорий и групп населения практически нет. А ведь есть немало форм и методов пропагандистской и агитационной подачи материалов.
Всесоюзный опрос читателей газеты «Советский спорт» отметил повышенный интерес к материалам, в которых рассказывается о внутреннем мире спортсменов. Так, с успехом прошли на страницах газеты воспоминания известных спортсменов — олимпийских чемпионов, среди которых особый интерес вызвали публикации Т. Казанкиной и В. Санеева. И тут нельзя не согласиться с выдающимся спортсменом В. Борзовым, сказавшим однажды, что спортсменам и любителям спорта нужна не только подробная и объективная информация о соревнованиях, точный отпечаток того, что произошло на стадионе, но и анализ состояния того или иного вида спорта, размышления.
Что и говорить, вряд ли мы привлечем в тот или иной вид спорта человека, если он о нем ничего не знает. И если все же он придет в него по чисто внешней симпатии, то долго не продержится, познав спорт изнутри. Вот почему нужно говорить о необходимости прививать культуру восприятия спортивного состязания, во многом аналогичную культуре восприятия музыки или театрального зрелища. Современный спорт с его зрелищными, педагогическими, эстетическими и иными ценностями сам по себе великий пропагандист и агитатор. И пользоваться этим рычагом надо умело, а главное, с большей пользой использовать имеющиеся у нас средства. Тот же анализ пропаганды легкой атлетики показывает, что такое сильное средство информации, как телевидение и радио, ныне используются далеко не в полной мере.
Вернемся на два десятилетия назад. Уже в те времена наше молодое телевидение знакомило зрителя с выдающимися легкоатлетами страны. Интересными были тематические передачи. Все это теперь, как принято говорить, кануло в века.
Все это ныне за кадром. А ведь телевидение многое может сделать как с точки зрения повышения образовательного уровня информированности телезрителей по легкой атлетике, так и непосредственно в оказании практической помощи тем, кто желает заниматься этим видом спорта. Большое влияние на аудиторию могли бы оказать, скажем, передачи из цикла «Азбука легкоатлета», в которых раз в месяц велась бы целенаправленная пропаганда легкой атлетики: давались бы консультации для занимающихся самостоятельно, для тренеров-общественников, вместе со спортсменами специалисты обсуждали бы вопросы врачебного контроля, аутогенной тренировки, массажа и т. д. В передачу можно было бы включить видеозаписи с всесоюзных и международных соревнований, киноанализ рекордных забегов, прыжков и метаний. Здесь были бы различные советы и для новичков, и для тех, кто еще сам недавно выходил на старт. Словом, многое можно сделать для повышения КПД работы телевидения в пропаганде легкой атлетики для привлечения к этой работе большого отряда специалистов. Значительную долю внимания вопросам пропаганды легкой атлетики могли бы уделять наши спортивные журналы. К сожалению, пока это еще не находит своего отражения в практике. Так, в журнале «Спортивная жизнь России» на редкость мало публикуются интересные проблемные и аналитические статьи о легкой атлетике, а также материалы, в которых бы обобщался опыт развития отдельных видов легкой атлетики в Российской Федерации. А ведь тем для таких публикаций предостаточно. Не лучше обстоит дело и в других республиканских спортивных изданиях.
Сейчас повсеместно развернулась работа по организации клубов любителей бега. Дело это не такое уж новое, как это кажется на первый взгляд. Есть коллективы КЛБ, которые уже существуют не год и не два. У них богатый опыт, практика. Вот где поле деятельности для пропаганды и агитации: рассказать о работе общественных активистов, вкладывающих все свои знания, организаторские способности в создание клубов любителей бега, истинных пропагандистов легкоатлетического спорта.
Однако, на наш взгляд, агитируя за регулярные занятия бегом или ходьбой, не надо забывать рассказывать и о других видах легкой атлетики, особенно о многоборье. Именно этот вид больше всего соответствует требованиям, предъявляемым всестороннему физическому развитию личности. Такую пропаганду желательно осуществлять в первую очередь через разъяснение возможностей той или иной легкоатлетической дисциплины.
Ставка лишь чисто на прикладную значимость легкоатлетических дисциплин сужает возможность использования легкой атлетики в решении тех задач, которые стоят перед нашим физкультурным движением. В связи с созданием ныне Всесоюзного клуба любителей бега необходимо в ближайшее время превратить его в центр пропаганды легкой атлетики. Ну а при местных КЛБ следует открыть тематические университеты для любителей бега, в которых регулярно читались бы лекции, организовывались кинолектории. Кстати, анализ лекционной пропаганды физической культуры и спорта показывает, что специальные лекции по пропаганде видов легкой атлетики почти не читаются. До сих пор у нас нет ни одного народного университета, лектория или кинолектория, пропагандирующих легкую атлетику. Думается, что Федерации лекционной пропаганды Всесоюзного НМС общества «Знание» по пропаганде физической культуры следует обратить на это самое серьезное внимание.
Ощутимую помощь в пропаганде легкоатлетического спорта оказывала и оказывает наглядная агитация. Однако и на этом участке у нас еще не все благополучно. Знакомство со спортивными аренами показывает, что они не всегда выступают в роли агитаторов за спорт, за легкую атлетику. На них либо совсем нет агитационных атрибутов, либо они на таком низком эстетическом уровне, что эффект может быть только обратным. К сожалению, и наши центральные стадионы грешат этим. Все меньше и меньше видим мы лозунгов и плакатов, стендов, призывающих, агитирующих заниматься легкой атлетикой. Сегодня уже становятся чем-то вроде антикварной редкости таблицы рекордов по легкой атлетике на городских стадионах, не везде получишь информацию о чемпионах данного города, области, об истории развития спорта в том или ином районе. Редко на спортивных сооружениях встретишь и таблицы с нормативами по легкой атлетике Единой всесоюзной спортивной классификации, а также рекомендациями для самостоятельно занимающихся. А ведь где, как не на стадионе, в легкоатлетическом манеже, любители спорта, любители легкой атлетики могут узнать об истории развития легкой атлетики в стране, о выдающихся советских и зарубежных легкоатлетах, о своих чемпионах-земляках. Но эстетическое оформление спортивных сооружений предполагает не только цифровую или текстовую агитацию.
Свою роль в пропаганде могут сыграть и картины (репродукции), скульптуры, графика лучших советских мастеров, многие из которых темой своих работ выбирали легкую атлетику. Это в первую очередь работы А. А. Дейнеки — «Раздолье», «Бег», «Эстафета по кольцу Б», А. Н. Самохвалова — «Девушка с ядром», «На стадионе», И. А. Вазиня - «Советский спорт. Марафон», М. В. Переяславеца — «Метатель копья», А. П. Григорьева — «Весть о победе», «Легенда о марафоне», Г. А. Песиса — «Идут соревнования», С. Д. Лебедева — «Георгий и Серафим Знаменские», Э. Э. Кольма — «Бег с барьерами», А. Р. Рапая — «В. Борзов» и др.
Причем положительные примеры хорошо оформленных спортивных сооружений у нас есть. Так, легкоатлетические манежи Риги и Клайпеды, стадион «Жальгирис» в Вильнюсе, некоторые спортсооружения в Таллине являют собой тот самый пример прекрасного содружества спорта и искусства, а проходящие там соревнования, как правило, отмечены выполненными с большим вкусом плакатами, афишами, программами.
Требует значительного улучшения и культура проведения соревнований. Особенно большое значение должно придаваться грамотной, профессиональной информации. Однако судей-информаторов необходимой квалификации не всегда хватает. В основном же привлекаются к этой работе люди, не имеющие специальных дикторских навыков, да и сами сценарии соревнований, их программа очень часто не отвечают тем требованиям, которым предъявляет сегодня жизнь. Видно, в этом видится одна из причин пустых трибун на стадионах во время проведения даже, чего греха таить, больших международных турниров по легкой атлетике. Как тут опять не вспомнить начало 60-х годов, когда международные соревнования легкоатлетов собирали по 30—80 тыс. зрителей. Сегодня мы видим совсем другую картину. Не отражение ли это состояния нашей агитации и пропаганды легкоатлетического спорта, не говорит ли это об их низком уровне, причем на всех уровнях, во всех звеньях пропагандистской системы — от коллективов физической культуры до средств массовой информации?
Недооценка, а зачастую нежелание некоторых работников физической культуры, комиссий по пропаганде при федерациях серьезно заниматься насущными проблемами пропаганды и агитации легкой атлетики приводит к тому, что огромные материальные затраты на развитие этого вида не дают тех положительных результатов, на которые мы могли бы уже давно рассчитывать, не решают тех задач, которые призван решать легкоатлетический спорт.
П. Виноградов, заместитель директора ВНИИФИа, кандидат педагогических наук.