Проблема периодизации тренировочного процесса, и прежде всего систематизации нагрузок, всегда была существенной в подготовке футболистов высших разрядов. Исследований в этом направлении мало, а необходимость установления оптимальных соотношений характеристик нагрузок, выбора и обоснования показателей планирования, определения их информативности представляется актуальной.
Было проанализировано содержание подготовительного периода одной из команд высшей и первой лиги в течение 1975—1983 годов. Известно, что длительность подготовительного периода в различных видах спорта зависит от календаря соревнований и уровня подготовленности спортсменов. Это утверждение справедливо и для футбола. Так, например, в высшей и первой лиге, где подготовленность футболистов относительно высокая, длительность подготовительного периода составляет 90 дней, во второй лиге. где играют в основном спортсмены I разряда, она значительно больше — 120 дней.
Наши наблюдения показали, что реальная длительность подготовительного периода колеблется от 79 до 111 дней, соревновательного — от 194 до 234 дней. В среднем продолжительность подготовительного периода составляет 95 дней, соревновательного — 218 дней. Длительность подготовительного периода приемлема, но структура его нуждается в коренном изменении.
Необходимым звеном в подготовке футболистов к соревнованиям являются тренировочные и контрольные игры, где проверяется уровень подготовленности игроков. Объем таких игр на протяжении 1975—1983 годов колеблется от 14 до 20. Различия в количестве игр объясняются участием команды в различных турнирах, которые проходят в подготовительном периоде. Большое количество игр в подготовительном периоде нецелесообразно, так как при этом ухудшается качество учебно-тренировочного процесса. Наиболее оптимальным следует считать 13—15 игр за подготовительный период.
В настоящее время без увеличения объема нагрузок невозможно добиться высоких результатов. Следует отметить, что футболисты команды «Динамо» (Минск) — чемпиона страны 1982 года — в подготовительном периоде тренировались 245 часов и провели за это время 152 занятия. Это не означает, что любая другая команда, выполнив такой объем работы, станет чемпионом. На современном уровне развития футбола все актуальнее становятся факторы, определяющие качественную сторону подготовки и обеспечивающие целенаправленность тренировочных воздействий.
Большое значение здесь имеет уровень слециализированности нагрузки. Как показал анализ учебнотренировочного процесса, соотношение специфических и неспецифических упражнений в разные годы подготовительных периодов было различным. Так, наибольший объем специфических средств наблюдался в 1976—1977 годах (69—73%) и в 1981—1982 годах (72—74%). Сопоставляя объем специфической нагрузки с результатом выступления команды, можно полагать, что существует определенная зависимость между специфической нагрузкой и результатом выступления команды в чемпионате. Так, наибольший объем специфических средств приходится как раз на те годы, когда команда показала свои наилучшие результаты. Но специализированные нагрузки бывают разными, и необходимо увеличивать объемы тех из них, где есть большее соответствие игровой деятельности.
Нагрузки воздействуют на развитие разных двигательных качеств. Чаще всего воздействие упражнения в футболе носит смешанный характер и определить частные объемы, воздействующие на скоростную выносливость или скоростно-силовые качества и др., довольно трудно. Но делать это нужно, иначе все тренировочные занятия будут функционально однообразными и прогресса в развитии и совершенствовании двигательных качеств не будет. Анализ учебнотренировочного процесса показал, что в подготовительном периоде наибольшее время (от 53 до 72%) составляют упражнения аэробно-анаэробной (смешанной) направленности. Это вполне закономерно, так как игры и игровые упражнения присутствуют во всех занятиях.
Меньшее время (15—20%) составляют упражнения аэробной направленности. Как правило,интенсивность этих упражнений невелика. Объем этих упражнений в занятии не превышает 10—15 минут.
Футбол — скоростно-силовой вид спорта. И такому важному качеству нужно уделять должное внимание. К сожалению, объем таких упражнений невелик (в среднем 6—9%).
В циклических видах спорта влияние фактора координационной сложности невелико, но в играх величина нагрузки и успех в соревнованиях зависят от него в большей степени. Поэтому в тренировочных занятиях необходимо создавать условия, ситуации, которые непосредственно встречаются в игре, т. е. приблизить к игровой обстановке. Наблюдения показывают. что игроки команд, тренеры которых используют в занятиях упражнения повышенной сложности, оказываются более подготовленными. Кроме того, эффективность техники каждого футболиста и результативность команды в целом заметно повышаются. Как показал анализ учебно-тренировочного процесса, наибольший объем сложных упражнений отмечен в 1983 году (80%), наименьший в 1980-м(56%). К сожалению, зависимости между координационно-сложными упражнениями и результатами выступления команды в чемпионате пока обнаружить не удалось.
В заключение можно сделать некоторые выводы:
1. Специализированность, направленность и сложность упражнений являются информативными характеристиками в планировании и контроле нагрузок в футболе. Их динамика взаимосвязана с достижениями в соревнованиях и изменениями физической подготовленности футболистов.
2. Для футболистов высших разрядов оптимальными по объему нагрузками можно считать следующие:
длительность подготовительного периода должна составлять 90—95 дней; в это время следует проводить 13—15 контрольных и товарищеских игр и 140—150 тренировочных занятий;