Мобильная версия Карта сайта Связаться с нами Поиск:
 
Cnopm.ru
  • Футбол
  • Хоккей
  • Баскетбол
  • Бокс
  • Л.атлетика
  • Велоспорт
  • Гимнастика
  • Остальные

  • Главная
  • Гимнастика
  • Теория
  • 1984 год
  • Характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике

Характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике

      0      
Дата: Январь 1984

С 1967 г. групповые упражнения по художественной гимнастике включены в программу мировых первенств, а с 1976 г. — европейских чемпионатов. Сейчас обсуждается вопрос о включении их в программу олимпийских игр. Бесспорными лидерами в этом виде многоборья являются представительницы СССР и Болгарии. По 4 раза они побеждали на мировых чемпионатах. Дважды на европейских чемпионатах первенствовала команда Болгарии (в 1978, 1980 гг.), а в 1982 г. победу одержала наша команда. Таким образом, гимнастки Советского Союза и Болгарии ни разу не уступали первенства, за исключением чемпионата мира 1975 г., в котором спортсменки социалистических стран не принимали участия. Надо отметить, что в последнее время конкуренция в этом виде соревнований значительно возросла. Высокий уровень мастерства стали демонстрировать команды ЧССР, Италии, Испании, Японии, КНДР.

В отличие от индивидуальных упражнений, групповые имеют ряд характерных особенностей. Групповое упражнение исполняется шестью гимнастками с одинаковыми (по фактуре) или двумя разными предметами, которые определяются техническим комитетом ФИЖ.

Длительность группового упражнения в 2 раза больше индивидуального (2,5—3 мин), что позволяет использовать музыку широкого диапазона: крупные музыкальные формы, попурри и прочее. Групповое упражнение состоит из нескольких частей, которые определяются структурой музыкального произведения. Наиболее часто встречается трехчастная форма — Б-М-Б (быстрая, медленная, быстрая), иногда начинающаяся вступлением — В-Б-М-Б. Используется и многочастная форма построения (4—5 частей) типа рондо или попурри. Например, композиция сборной команды СССР «Ритмы века», получившая высшую оценку на чемпионате Европы 1982 г.

Рис. 1. Характеристика двигательных действий в групповых упражнениях 
Рис. 1. Характеристика двигательных действий в групповых упражнениях →
В отличие от индивидуального, групповое упражнение значительно разнообразнее и сложнее по характеру двигательных действий, наиболее характерные из которых показаны на рис. 1. Отличительной особенностью данного вида соревновательной программы является взаимодействие с партнерами или партнером посредством предмета или без него, хотя используется и индивидуальная работа: синхронная и асинхронная. Взаимодействие посредством предмета осуществляется со сменой предмета (передачи, перекаты, переброски) и без смены (например, прыжок шагом в обруч, который удерживает партнерша).

Другой тип взаимодействия — это работа с партнером или партнерами без участия предмета. Можно выделить контактное взаимодействие и бесконтактное. Например, команда Франции на чемпионате Европы 1982 г. выполняла композицию, в которой встречались следующие элементы: бедуинское с опорой на руку партнерши; три гимнастки выполняли стойку на груди с разведением ног, три другие спортсменки перепрыгивали через них прыжком шагом. В композиции сборной команды СССР 1982 г. также встречались подобные элементы: три спортсменки выполняли упор сзади, три другие — «прокат» на мяче под ними. Интересные поддержки, проводки были показаны в композиции сборной команды ФРГ на чемпионате мира 1981 г. Однако решением ФИЖ они были запрещены как выходящие за рамки правил соревнований. Следует отметить, что подобного рода упражнения открывают новые возможности и перспективы развития этого вида и возможно в недалеком будущем завоюют право на существование.


Так как групповое упражнение выполняется шестью гимнастками, то важное значение приобретают построения и перестроения. С целью изучения различных видов построений и перестроений нами анализировались (методом видеомагнитоскопии) групповые упражнения чемпионата Европы 1982 г. и чемпионата СССР 1983 г. Проведенный анализ позволил определить основные типы построений и предпринять попытку их классифицировать.

Рис. 2. Основные простые виды построений в групповых упражнениях 
Рис. 2. Основные простые виды построений в групповых упражнениях →
Можно выделить простые, геометрически правильные виды построений, и сложные. К первым относятся построения в прямые линии (в колоннах или шеренгах), круг, треугольники, многоугольники. Виды построений по прямым линиям в зависимости от направления подразделяются на вертикальные, горизонтальные и диагональные (рис. 2). При этом в зависимости от количества гимнасток, участвующих в построении, выделяют построения в парах, тройках, шестерках, а также в сочетаниях (4+2; 5+1). Подобные виды построений часто встречаются в лучших композициях групповых упражнений. Так, например, в композиции сборной НРБ 1982 г. 13 раз из 24 построений, в упражнении сборной СССР 17 раз из 27.

Другой, часто используемый вид построения — это треугольник. Можно выделить фигуру, состоящую из 6 гимнасток (так называемую «стайку»), и 2 треугольника по 3 спортсменки в. каждом. Разновидности треугольников определяются пространственным расположением вершины: на диагонали, к передней или задней линиям площадки.

Часто применяется и такая идеальная геометрическая фигура, как круг. В зависимости от радиуса можно выделить большой, средний и малый круги.

Еще один часто встречаемый вид простого построения — многоугольник (пяти- или шестивершинный).


Рис. 3. Основные сложные виды построений в групповых упражнениях 
Рис. 3. Основные сложные виды построений в групповых упражнениях →
К сложным построениям относятся Т-образные, крестообразные, подковообразные, пространственные расположения, а также смешанные, например прямая и треугольник, прямая и четырехугольник и др. (рис. 3).

Работа в приведенных выше построениях может проходить с относительно жесткой фиксацией рисунка (движения на месте или с минимальным смещением), а также при ярко выраженных перемещениях фигур, к примеру «прочесах», перемещениях в диагональном направлении, движения «треугольников» от задней линии к передней и др.

Для современных групповых упражнений характерна быстрая смена построений с помощью бега, шагов, поворотов, прыжков и т. п. Однако для лучших композиций свойственно выполнение основных трудных, оригинальных элементов и соединений именно в построениях, а не во время перестроения. Нелогичные перестроения, их перегруженность движениями с предметом приводят к излишней суетливости. Этим недостатком, в частности, страдало упражнение сборной команды НРБ 1982 г.

Виды построений определяют и характер работы. Синхронные движения, как правило, выполняются в прямых линиях шеренгой или колонной. Асинхронное исполнение — в двух треугольниках, треугольнике и прямой, Т-образном построении и других смешанных видах построений. Большие переброски чаще всего исполняются в кругу, в многоугольниках, в колоннах по 3 человека в вертикальном направлении, реже в горизонтальном, в треугольниках, расположенных по диагонали.

Виды построений во многом определяются характером музыки. Однако, как показал анализ, они не всегда соответствуют этому требованию. При составлении упражнений необходимо учитывать основные композиционные приемы, разработанные в искусстве, а именно:


  • использование горизонтальных направлений дает возможность показать состояние относительного покоя и тишины;
  • параллельные направления усиливают единство действия;
  • вертикальные или параллельные вертикальные направления подчеркивают состояние парадности, величия, приподнятости;
  • диагональные направления способствуют усилению или ослаблению движения. Построение по диагонали справа налево активизирует восприятие движения, лучше определяет устремленное действие, а диагональное направление слева направо несколько ослабляет.

Важной особенностью групповых упражнений является и то, что данный вид программы, в отличие от индивидуального, оценивается двумя бригадами судей: одна оценка выставляется за качество исполнения, согласованность и общее впечатление, другая — за композицию. На современном уровне развития этого вида, при равенстве в уровне технического мастерства среди нескольких команд все большую роль, приобретает композиция. Следует учитывать, что композиция во многом определяет и исполнительское мастерство.

Проведенное среди ведущих тренеров и преподавателей анкетирование позволило определить ведущие факторы, определяющие успешность композиции. В порядке значимости ими явились:

1) удачная «музыкальная идея» композиции, т. е. выбор музыкального произведения;

2) единство музыки и движений по характеру и ритму;

3) состав элементов и соединений:
  • а — трудность;
  • б — оригинальность;
  • в — разнообразие;
  • г — равномерность распределения во времени;
  • д — целесообразное размещение в пространстве.

4) виды построений и перестроений;

5) единство музыки и построений;

6) использование контрастов;

7) оригинальное начало и концовка.

Можно надеяться, что учет факторов, характеризующих современные групповые упражнения ведущих команд мира, позволит тренерам создавать более совершенные композиции.

Т. С. Лисицкая, кандидат биологических наук, ГЦОЛИФК, Т. В. Староверская, ВНИИФК.

Гимнастика. Ежегодник. Первый выпуск 1984 года.


Предыдущая статья
→ Сенсомоторные реакции у юных гимнасток в фазе ловли предмета
 
Текущая статья
• Характеристика групповых упражнений в художественной гимнастике
 
Следующие статьи
→ Двойное сальто назад с тройным пируэтом
→ Двигательные представления гимнастов (ДП)
→ К проблеме корректного расчленения движений
→ Определение уровня мастерства гимнастов методами квалиметрии
→ Динамика взаимодействий «рондат, фляк, сальто назад в группировке»
→ Анализ техники прыжков в художественной гимнастике по кинограммам
→ Временные параметры полетных фаз сальто различной сложности

Разместите ссылку на статью на своем сайте, блоге или форуме:
HTMLTextBB Code


Напишите свой отзыв к этой статье


Пока нет комментариев, смелее!



Сколько будет 21 + 46 =

       



Меню раздела Гимнастика
Чемпионаты Гимнасты Тренировка Теория Информация


Похожие статьи
О композиции групповых упражнений в художественной гимнастике
Итоги 1983 года по художественной гимнастике
Всемирное признание художественной гимнастике
Анализ техники прыжков в художественной гимнастике по кинограммам
Асимметрично утяжеленные предметы в художественной гимнастике
Нагрузки в групповых упражнениях на предсоревновательном этапе
Пульсовая характеристика тренировочного процесса гимнасток 10—12 лет
Мужчины на XXII чемпионате мира по спортивной гимнастике 1983 года
Женщины на XXII чемпионате мира по спортивной гимнастике 1983 года
Джаз-гимнастика — танцевально-гимнастические упражнения


Поделитесь информацией


Cnopm.ru © 2014 | Связаться с нами | Карта сайта | Поиск по сайту | Мобильная версия
Футбол:
Чемпионаты Европы · Чемпионаты мира · Чемпионаты России · Стадионы · Команды · Футболисты · Болельщики · Судейство · Футбольные новости · Информация · Интервью · Дневник · Финансы · Мини-футбол
Хоккей:
Чемпионаты · Хоккейные стадионы · Команды · Хоккеисты · Хоккейные новости · Информация · Интервью · История · Хоккей на траве
Баскетбол:
Профессиональный · Любительский · Команды · Игроки · Интервью · Информация
Бокс:
Чемпионаты · Правила бокса · Тренировка · Врачебный контроль · Боксеры · Инвентарь и тренажеры · Информация
Легкая атлетика:
Олимпиада · Чемпионаты · Бег · Толкание ядра · Прыжки · Спортсмены · Тренировка · Информация · Интервью
Велоспорт:
Чемпионаты · Велосипедисты · Тренировка · Велосипед и здоровье · Информация
Гимнастика:
Чемпионаты · Гимнасты · Тренировка · Теория · Информация
Другие виды:
Волейбол · Гандбол · Регби · Водное поло · Большой теннис · Настольный теннис · Бадминтон · Панорама · Развитие спорта · Интервью · Информация