В № 6 «Спортивных игр» была опубликована статья «Потери на переправах». В ней шла речь о том, что наши юные теннисисты побеждают своих сверстников из-за рубежа на самых крупных турнирах. Перейдя же в разряд взрослых, становятся обыкновенными середнячками и чаще проигрывают, чем выигрывают.
В статье «Время мосты наводить», написанной по итогам чемпионата Европы («Спортивные игры» № 7). эта тема в известной мере получила дальнейшее развитие. Автор, в частности, приводил примеры смелого ввода резервистов в зарубежных командах, выступавших на пражском чемпионате континента. Резко контрастировало с подобной смелостью положение в наших сборных. Итоги чемпионата только подтвердили это. Мужская команда оказалась далеко за чертой призеров. Сдала позиции и женская, добавив к своему титулу чемпиона Европы малоприятную приставку «экс».
Думается, что тренеры национальных сборных еще проанализируют причины сдачи позиций нашими мастерами маленькой ракетки. Сегодня же выступают наставники юношеских сборных. Те, кто, образно говоря, отправляет юную смену на переправы, кто призван наводить более надежные мосты на этих переправах.
...Начало сентября. Мы на первом занятии группы новичков отделения настольного тенниса одной из ДЮСШ. О каких-либо переправах говорить рано — здесь собрались семилетние мальчики, только что взявшие в руки ракетки. Происходит ли это в столичном, крупном индустриальном городе или в провинциальном городишке, все тренеры начинают обучение с нуля, и на этой стадии в методике никаких разногласий не возникает.
Но очень скоро из группы новичков выделяются своим умением обращаться с маленьким шариком один-два шустрых мальчишки. Наставник сосредоточивает на них все свое внимание, становится личным, персональным тренером их, впрочем, чаще лишь одного, самого талантливого. В этом, может быть, особой беды не было бы — имеют же такого тренера каждый боксер или штангист. Да тут начинается явное натаскивание юного таланта.
Кадеты, как во всех игровых видах спорта называют младших юношей, растут стремительно. Достаточно талантливому мальчишке иметь хороших спарринг-партнеров и, глядишь, он уже и первенство страны выигрывает. Тренер спешил увидеть своего ученика победителем — и увидел. Но что потом? А потом вундеркинда от настольного тенниса ждет пусть не такая уж страшная, но трагедия. Натасканный в спешке, он стремится, образно говоря, поступить в теннисный институт, не закончив даже начальной школы. И как правило, проваливается.
Лучших ребятишек и девочек мы замечаем рано и берем в свои сборные: ту самую, кадетскую, и старшую — до 18 лет. Здесь они тренируются по единой методике, главный принцип которой — планомерность подготовки. Но сколько времени могут ребята быть с нами? Только на кратковременных сборах. Все остальные дни, месяцы они предоставлены в распоряжение своих клубных или школьных тренеров.
С последними у нас вроде бы контакты самые тесные. Они отлично знают наши требования, соглашаются с ними. Прекрасно знакомы с принципом планомерности и на словах сами ратуют за него. На деле же...
Только окажется мальчик или девочка дома, в своем зале, как тренер в спешном порядке готовит их к какому-нибудь соревнованию. Побоку все плановые задания, все графики, рассчитанные на годы. Тренеру нужно выиграть вот этот турнир, и работает он только над тем, в чем уже силен его воспитанник, призывая к аккуратненьким, надежным, в общем, каким угодно, только не острым продолжениям.
Так вот и ведем годами эту необъявленную войну, с тревогой думая о том моменте, когда придется передавать своих юношей и девушек во взрослую сборную, образно говоря, из школы в институт. Ну, война — это сильно сказано, до серьезных конфликтов с клубными тренерами у нас дело не доходит. В их среде мы приобретаем все больше сторонников, единомышленников. Да и ребята теперь больше времени стали проводить с нами, точнее, чаще собираться вместе.
Больше, но все же недостаточно. Поэтому чаще всего приходится ограничиваться, как мы говорим, ремонтом в пути. Нет, мы не забываем о повышении теннисного образования кандидатов в свои сборные, вводим в их тренировки новые, более сложные приемы игры. Но сколько времени приходится тратить еще и на эти самые ремонтные работы! На доводку самых элементарных технических приемов.
А беда все в том же. Наблюдая за скоростной, силовой, насыщенной сложными элементами игрой лучших теннисистов мира, в первую очередь китайских, наши клубные тренеры прямо-таки загораются желанием научить так же играть и своих юных воспитанников. Забывая или просто игнорируя тот факт, что за каждым супертоп-спином того же Ван Хуэюаня, которого они видели на турнире в Москве, стоят многие сотни часов, годы, затраченные на самые элементарные основы техники. Призывать нашему тренеру своего воспитанника пробить такой же топ-спин — это все равно, что требовать от прыгуна в длину преодолеть 8 метров, не научив, а подчас толком и не объяснив, как это сделать.
Сколько раз приходится сталкиваться нам с такими, например, фактами, приезжает на сбор мальчонка или девчушка. Спрашиваешь: «Что ты делал (или делала) в последнее время на тренировках в своем клубе (спортшколе)? «Ничтоже сумняшеся отвечает этак по-взрослому: «Работал (работала) над плоским ударом». Как «работал», мало того, что это за плоский удар (а он далеко не прост)? На эти вопросы чаще всего ответа не получаешь.
Отсутствие или, скажем мягче, недостаток фундаментальной подготовки еще не мешал юным теннисистам за счет природных способностей на равных бороться со своими сверстниками в Европе и даже довольно часто побеждать их. Переходя же в категорию взрослых, они проигрывают европейским теннисистам, а с игроками Азии тягаться и вовсе не в состоянии. Понятно: тренерам взрослых сборных «дотягивать» их некогда, тут ставка делается только на результат.
Тщательно проанализировав всю структуру подготовки, мы пришли к твердому убеждению: срок пребывания лучших теннисистов в юношеских сборных следует продлить по крайней мере на два года.
Предвижу недоумение на лицах оппонентов: «Какие же это юниоры в 20 лет?» Но в данном случае возраст будет означать чисто формальный признак. Какая в общем-то разница: до 18 или до 20 лет находиться в команде юноше или девушке?
К тому же к участию в тех или иных соревнованиях их можно привлекать и по взрослым разрядам. Речь идет о том, что готовиться они должны у нас. Что ни говори, а новичку во взрослой сборной уготована роль подыгрывать первым номерам, тогда как, оставаясь в юношеской, он сам будет в числе этих первых.
Только так мы сможем заложить им настоящую школу современного настольного тенниса и избежать потерь на пресловутых переправах.
В мечтах мы идем и дальше: почему бы не создать не просто хорошую, но свою, отечественную школу настольного тенниса. Точнее — возродить ее. Чем богат был наш настольный теннис середины 60-х — начала 70-х гг. ? Да, именно своей собственной школой. Пока все европейцы и встречали и пробивали мяч с какой-нибудь одной стороны. тренеры нашей сборной Валентин Иванов и Сергей Шпрах смело ввели двустороннюю игру. Чередование ударов наших игроков и справа и слева ставило в тупик соперников.
Новизна, самобытность нашей школы настольного тенниса принесла ему успех и на международной арене. Вспомните блестящие выступления Зои Рудновой, золотую медаль в миксте Станислава Гомоэкова и Татьяны Фердман на чемпионате мира в Калькутте, тот факт, что и наша мужская команда на мировом чемпионате 1973 года была близка к высшим наградам, а в конечном итоге хоть и бронзовые медали, да привезла домой. Анатолий Амелин, Станислав Гомозков, один из авторов этих строк, а позже и Анатолий Строкатов постоянно входили в восьмерку сильнейших ракеток Европы. И смеем уверить — все это благодаря собственной, отличной от других манеры игры, тому, что и называется школой.
Но потом началась погоня за модой. Венгры стали закручивать мячи, посылать бесчисленные топ-спины, и мы за ними. Китайцы перешли на скоростной розыгрыш мяча и сверхмощные удары, и со всех сторон слышатся призывы следовать за ними. Но простое подражание, слепое копирование никому еще не приносили успеха. Рискуя повториться, напомним, что под эффективной игрой китайских теннисистов заложена прочная техническая база, такая, какой нет у наших.
Мы не предлагаем своеобразную отсрочку не раз упоминавшейся здесь переправы в качестве некой панацеи от всех бед нашего настольного тенниса последних лет. Но что этот вариант может стать переходом от призывов к действию — несомненно.
Надо только еще раз расставить все точки над i. Речь идет о продлении подготовки игрока в юношеской сборной, а отнюдь не об ограничении его выступлений за национальную сборную. Включат его тренеры в команду — пусть выступает на здоровье. Но именно выступает, а не ездит на соревнования в качестве статиста.
Венгерским тренерам тут смелости не занимать. Юная Чилла Баторфи на чемпионате Европы среди девушек не попала даже в восьмерку. Тем не менее тренеры доверили ей место в составе взрослой сборной на пражском чемпионате Европы. И что же? Именно Чипла внесла главный вклад в победу сборной Венгрии, выиграв в финале у наших теннисисток две встречи.
Наша же Елена Ковтун выиграла чемпионат Европы среди девушек при участии таких лидеров, как Ольга Немеш или та же Баторфи. Потом выиграла очень сильный «взрослый» турнир во Франции, стала призером турнира такого же ранга в Италии. И вдруг тренеры национальной сборной «забыли» о ней на добрых полтора года.
«Вспомнили» в январе нынешнего года, когда деваться было некуда — создалось напряженное положение с комплектованием сборной. Да и то... Лена выигрывает открытый чемпионат Англии, соревнование, идущее в зачет Кубка мира и Европы, а тренеры все сомневаются: ставить или не ставить ее к столу на пражском чемпионате Европы.
Поставили, и своим «серебром» команда оказалась во многом обязанной именно Елене Ковтун. Так сказать, по пути она обыгрывает сильнейших теннисисток Европы Грахову и Фриэекоп, в матче со сборной Голландии за выход в финал приносит нашей команде два очка. Мало того, в паре с фпюрой Булатовой Ковтун завоевывает золотую медаль чемпионата континента, ту самую, нашу единственную.
У теннисистов так просто была твердая традиция: на каждый крупный турнир, в том числе и на чемпионаты Европы, везти в составе взрослой сборной хотя бы одного юниора. Теперь и эта хорошая традиция утрачена. Между тем, мы ведь не предлагаем тренерам национальной команды каких-то сомнительных кандидатов.
Для сравнения: совсем незадолго до чемпионата мира выступали на юношеском турнире Топ-12 в Австрии француз Жак Готьен и наш Владимир Маринкевич. француз занял четвертое место, Володя выиграл турнир. Тем не менее Готьен выступал на чемпионате Европы в составе своей национальной сборной и внес посильный вклад в завоевание ею серебряных медалей. Маринкевич же в состав сборной СССР включен не был.
Ну да не будем вторгаться в сферу деятельности тренеров национальной сборной. Мы ведь ведем речь не о разовых выступлениях отдельных игроков на отдельных соревнованиях, пусть даже таких, как чемпионаты Европы. а, продолжая этот образ. — о наведении мостов для перехода из юношеского разряда во взрослый. Чтобы мост был достаточно прочным и надежным, мы и предлагаем эту новинку: продлить пребывание наиболее способных теннисистов в юношеских сборных на два года.
Нас уже спрашивают, уверены ли мы в успехе. Отвечаем: «Рискнем, это же все-таки эксперимент, а не какая-то кардинальная ломка традиций, устоев». Ну а в душе, признаться, уверены.
Владимир Воробьев, заслуженный тренер, РСФСР Саркис Сархоян, мастер спорта международного класса, тренеры сборных команд СССР по настольному теннису.