Смена мастерам. Есть ли она? Какой ей быть? Как ее готовить? Эти и другие вопросы, связанные с завтрашним днем игровых видов спорта, мы продолжаем обсуждать в нашем дискуссионном клубе. Сегодня речь пойдет о молодых баскетболистах и футболистах.
Возможно, кому-нибудь высказывания Сергея Белова покажутся чересчур резкими, но годы блестящих выступлений на высших уровнях баскетбола дают ему на это право.
Известный в свое время по выступлениям за московский «Локомотив» игрок Владимир Родионов, фактически первый сезон работает с молодежной сборной страны, но вопросами развития детско-юношеского футбола занимается давно и убежден, что решением связанных с ним проблем можно способствовать повышению уровня этого вида спорта.
Поступил 8—10-летний мальчишка в детскую футбольную школу, прозанимался несколько лет на, мягко говоря, некачественных полях да еще под руководством тренера невысокой квалификации — и что же, ждать от него результата? Вероятно — если парень природой наделен талантом. Вряд ли — если обладает средними способностями.
Три «кита» подготовки футболистов определены давно: отбор детей, материально-техническая база, тренерские кадры. Но что на них?
Едва ли не ежегодно принимаются различного рода постановления, направленные на «дальнейшее развитие детско-юношеского футбола в стране», «улучшение его материально-технической базы» и т. д. и т. п. Сама же база — по-прежнему лимитирующее звено. Недавно довелось побывать на заседании бюро ВС ДСО профсоюзов, на котором рассматривался вопрос о подготовке резервов в МГС ДСО «Спартак». Я далек от мысли, что команда такого калибра, как «Спартак», должна существовать только за счет собственных резервов, но, наверное, футбольная школа популярного клуба, в которой занимается бопее 400 ребят, должна каким-то образом помогать ему решать кадровые проблемы. Но каким, если за последние десять лет ничто, касающееся материально-технического обеспечения детских и юношеских команд «Спартака», не изменилось? Под документом десятилетней давности, зачитанном сейчас, можно смело ставить подпись еще раз. По-прежнему «палочкой-выручалочкой» остается легендарное Ширяево поле в Сокольниках.
«Статистика знает все» — не будем оспаривать всем известное утверждение Ильфа и Петрова. В цепом по стране, свидетельствуют цифры, на одно футбольное поле приходится более пятисот занимающихся. Но необходимо сделать скидку на возможные неточности и желание отдельных спортивных работников приукрасить общую картину. В ежегодно составляемых статистических отчетах по Москве, например, фигурируют 480 футбольных полей. Комиссия спортсооружений столичной федерации футбола под руководством П. В. Ширяева, одного из старейших и активнейших общественников, провела тщательную ревизию городского футбольного хозяйства и обнаружила лишь... 168 полей стандартных, пригодных для проведения соревнований. В это число, кстати, входят центральные поля стадионов в Лужниках, «Динамо», «Торпедо», «Локомотив». Согласно тем же статотчетам, футболом в Москве занимаются 115 тысяч человек, а это значит, что на одно поле приходится около семисот футболистов — на двести больше, чем по стране.
Надо сказать, что весьма неравномерно располагаются футбольные базы по районам Москвы. Большая часть стадионов построена в 20—30-е годы, на них до сих пор и основная нагрузка. Многие сооружения обветшали, почти не осталось полей с травяным покрытием. В Красногвардейском районе, районе огромных жилых массивов, в котором проживает более 600 тысяч москвичей, только одно футбольное поле. Такая же примерно картина и в других районах новостроек.
Наверное, не стоит драматизировать ситуацию. Футбол неприхотлив, для игры можно использовать любые площадки, устраивать на них соревнования по мини-футболу. Но для серьезных занятий требуются конечно же настоящие поля. Строительство поля обходится недешево, нужны дефицитные дренажные трубы, щебенка, сразу же возникает вопрос, где взять растительный грунт, газонные семена. Кустарным образом задачу не решить, а специализированных организаций нет даже в Москве.
Исключительно важный момент — отбор детей для занятий футболом. На мой взгляд, именно на начальном этапе мы несем большие потери, потому что системы отбора как таковой просто не существует, лишь объявление в газете или на стадионе и ожидание, придут — не придут. Приходят немногие, отбирают детей 8—10 лет, малышей, у которых, как правило, еще не сформировался твердый интерес к футболу, и появились они на стадионе в основном по желанию родителей, дедушек и бабушек. Простейшие тесты, мини-футбол — и группа набрана. Именно набрана, так как выбирать-то особенно не приходится. Очень скоро становится ясной бесперспективность большинства ребятишек (речь идет о специализированных школах, требования в них особые), и начинается лихорадочный поиск новых дарований. Иногда до выпуска добираются единицы из тех, кто начинал в первом наборе.
Сколько же нужно просмотреть детей, чтобы отобрать группу в 16—18 человек? Наверное, как можно больше. Вопрос — в организации. Пришлось однажды наблюдать отбор в гимнастическую школу. Организованно, с классными руководителями и преподавателями физвоспитания приходили школьники младших классов в спортзал. Около трех тысяч малышей просмотрели тренеры, пригласили заниматься двадцать. Тренерам помогла отработанная система тестов, упражнений. Причем сделано все было в форме игр, никто не обиделся.
Накоплен в этом деле определенный опыт и в футболе. Организация групп начальной подготовки в общеобразовательных школах позволила, к примеру, быстро встать на ноги СДЮШОР Советского района Москвы. Опыт одобрен коллегией Госкомспорта, заслуживает изучения и широкого распространения. Однако даже в Москве наши уважаемые школы проводят «селекционную» работу по старинке, эксплуатируя прежде всего популярность клубов, которым принадлежат.
Ушла в прошлое эпоха дворового футбола (хорошо это или плохо — иной вопрос), питавшего некогда команды мастеров. Резко возросла конкуренция других видов спорта, представители которых, в отличие от футболистов, не тешат себя иллюзиями — мол, сама по себе популярность вида спорта сделает свое дело, решит проблему отбора. Нет, они идут в школы и даже детские сады, ищут и находят таланты.
Футбол вошел составной частью в программу физического воспитания школьников, проводится масса соревнований по мини-футболу между классами, школами. Включиться в этот процесс, оказывать необходимую помощь, выявлять и привлекать к систематическим занятиям наиболее одаренных ребят — вот путь, который, на мой взгляд, может существенно помочь решить задачу качественного отбора на начальном этапе, В противном случае — запланированная на многие годы вперед работа вхолостую.
Давно уже нет сомнений: акценты в работе с юными футболистами основательно смещены далеко не в лучшую сторону. Доминанта — результат, выраженный занятым местом, количеством очков. Соответственно строится «селекционная» работа. Предпочтение — рослым, физически крепким ребятам (как тут. не вспомнить невзрачного на вид мальчишку по фамилии Беланов, которого не взяли в свое время в детскую школу — «ростом не вышел»), способным «подавить» сверстников. В тренировках же повышенное внимание — организации игры, пас становится основным средством преодоления пространства. И это — у детей, которым бы только бегать и бегать, возиться и возиться с мячом, обводить и находить радость в обводке И это на всех уровнях, вплоть до юношеских сборных республик и страны. На тренерских советах 5 Футбольных школах редко услышишь разговор о проблемах творческих, обсуждаются больше итоги прошедших игр. состояние команд, перспективы на следующую игру. Совсем как в командах мастеров
Полностью согласен с мнением Н. П. Симоняна: дети должны играть на уменьшенных площадках, в уменьшенные ворота, в сокращенных составах. Разговор об этом зашел в перерыве одного из матчей чемпионата страны. Показательную игру проводили 11—12-летние воспитанники специализированной школы. В полных составах, в настоящие ворота. За пятнадцать минут иные мальчишки коснулись мяча два-три раза.
Соревнование, безусловно, один из основных элементов подготовки, ничем его заменить нельзя, но и использовать нужно с максимальной пользой. Не в состоянии малыш оценить обстановку на огромном поле и решать «глобальные» тактические задачи.
Довольно интересен опыт работы с юными футболистами с ФРГ, Польше, Голландии, примерно одинаковый. На первом этапе — лет до 14 — основное внимание уделяется технике, параллельно педагоги тщательно изучают личность будущего футболиста, определяют его способности и возможности. Затем — отработка технических элементов, знакомство с тактикой, ее тонкостями, совершенствование физической подготовки. Цель преследуется одна: перед завершением обучения игрок должен быть максимально возможно вооружен по всем компонентам футбола.
У нас же методические разработки и указания по детскому футболу заставляют проводить обучение на самой ранней стадии, мешают развитию творческих способностей мальчишек, а уж форсирование подготовки, на что толкает тренеров стремление (да и желание спортивных руководителей) во что бы то ни стало добиться успеха, и вовсе негодный метод.
На уровне юношей и юниоров мы практически всегда, за редким исключением, выигрываем у зарубежных сверстников, но за счет чего? Прежде всего за счет большего проведения контрольных игр (игроки юношеских сборных проводят на сборах столько времени, что их месяцами не видят в клубах, в которые они, кстати, чаще всего возвращаются растренированными, уставшими и пресыщенными зарубежными поездками; иной юниор, прежде чем попасть в команду мастеров, уже полмира объехал), за счет лучшей атлетической подготовленности. Спустя время, когда доводится встречаться на взрослом уровне, сказывается отставание в технике, даже при равенстве в других элементах. Согласитесь, что пробелы в атлетизме ликвидировать проще, чем в 16—17-летнем возрасте исправлять техническую однобокость или же заново учить технике.
Мы по-прежнему часто слышим недоуменный вопрос: почему наши юноши, успешно выступающие в международных соревнованиях в своих возрастных группах, теряют позиции, перейдя в разряд взрослых? Люди, отвечающие за юношеский футбол, склонны обычно обвинять тренеров команд мастеров в неправильной работе с молодыми футболистами, недостаточном к ним внимании. И, в свою очередь, получают порцию упреков: обучают юных футболистов неверно, идет «натаскивание» на результат вместо кропотливой работы, в команды мастеров приходят «сырые» футболисты, без должной школы. На мой взгляд, правы обе стороны. Об обучении юных уже говорил, что же касается наставников команд мастеров, выступающих в роли своего рода заказчиков, то сплошь и рядом они остаются в стороне от тренировочного процесса в школах их клубов, заведомо рассчитывая не на своих выпускников, а на игроков со стороны.
Возвращаясь к показательной игре юных в перерыве матча чемпионата, отмечу еще одну характерную деталь. В этой встрече не выявлялся победитель, не стоял на бровке тренер, грозным окриком одергивавший бы допустившего вольность мальчишку. Но тем не менее поражало какое-то недетское стремление играть сверхправильно. Ребята не позволяли себе пойти, скажем, в обводку с риском потерять мяч. Запрограммированность на начальном этапе обучения душит творчество. У нас нет никакого различия при подготовке тренеров: окончивший ВШТ бывший игрок с равным успехом (как повезет) может стать тренером взрослой команды или же детской, хотя работе с детьми его никто не обучат. Более того, работа в детских школах считается среди закончивших ВШТ непристижной. Лишь единицы, занимающиеся этой работой по душевному велению, гордятся тем, что делают.
Бесстрастна кинопленка, зафиксировавшая самые яркие матчи футбольной истории. Футбол, как и другие виды спорта, не стоит на месте, предъявляет все более жесткие требования, заставляет совершенствовать методику подготовки, медицинское обеспечение, спортивные базы и многое другое. И все же яркими личностями и сегодня становятся только те, кто от природы наделен незаурядными способностями,бережно сохраненными, дополненными общей высокой готовностью. Развивать стремление к оригинальным решениям на грани риска (без риска невозможно подлинное творчество) — задача тренера, но он связан по рукам и ногам постоянно возникающими сиюминутными задачами.
Отчего в ответственных международных матчах наши футболисты чаще всего не в состоянии сыграть хотя бы в «свою игру»? Отчего упрощают свои действия до примитивного и не могут реализовать полностью свои возможности? Не в детском ли возрасте прививается спортсмену мысль о страхе поражения и возможных последствиях?
Более того, убежден (может быть, ошибаюсь, но убежден): запрограммированным обучением в детстве убивается чувство ответственности, порождается потребительское отношение к футболу, проявляющееся с возрастом.
На нашей памяти два чемпионата, проходившие в Советском Союзе совсем недавно: юношеское первенство Европы в 1984 году и юниорский чемпионат мира в 1985 году. Выступали в них практически одни и те же футболисты, и мы имели возможность в динамике проследить формирование лучших наших юных игроков. И, скажу прямо, для всех было очевидно снижение того искреннего энтузиазма, исчезновение непосредственности переживаний, что привлекало годом раньше. Холодок равнодушия, рассудительность не в меру, увы, наложили уже отпечаток на действия невзрослых еще футболистов. Дальше — больше. Со многими из тех, кто играл в обоих чемпионатах, мне пришлось столкнуться в молодежной сборной. Самые свежие примеры их отношения к футболу.
В начале октября перед первым отборочным матчем чемпионата Европы с командой Франции в Гавре мы в молодежной сборной оказались в сложнейшем положении. Расчитывали на таких способных футболистов, как Кужлев («Спартак») и Савченко (ЦСКА), а они на игру не поехали. Тщетно мы ждали в Новогорске Кужлева, хотя с руководством «Спартака» была ясная договоренность по этому вопросу. За два дня до вылета из «Спартака» последовало разъяснение: Кужлев ...женится и поэтому не сможет играть в составе молодежной сборной СССР во Франции. Что ж, свадьба — дело в жизни серьезное, но если обратиться к опыту футболистов старшего поколения, то они в силу своего ответственного отношения к футболу и престижу футбола нашей страны старались планировать это событие на конец сезона, когда все игры уже позади. А если уж и шли в загс в разгаре сезона, то тренеров сборных, которые на них рассчитывали, предупреждали заранее.
Пока мы ждали Кужлева, Савченко стал «объяснять» нам и партнерам, что, дескать, чего сидеть в этом Новогорске три дня и тренироваться, футболисты мы талантливые и непревзойденные и сыграем «с листа». На попытки объяснить ему задачи команды услышали в ответ: могу и не ездить во Францию. Пришлось отправить его со сбора домой.
Почему я так подробно об этом рассказываю? Потому только, чтобы объяснить еще один этап, на котором мы теряем способных игроков прежде всего из-за их собственной разболтанности, лени, всепрощенчества, отсутствия преданности футболу, не только чувства патриотизма клуба, но и страны в конечном счете.
С каждым годом путь в команды мастеров из-за отсутствия должной конкуренции становится все легче. Беспроблемна жизнь, я бы сказал — существование, в средней команде. Это также причины потерь, того, что, просматривая время от времени составы наших юношеских сборных, мы не встречаем многих фамилий в ведущих командах, а если и встречаем, то далеки эти футболисты от ведущих ролей.
Владимир Родионов, старший тренер молодежной сборной СССР.