Планирование и учет тренировочных нагрузок в групповых упражнениях на предсоревновательном этапе.
В статье предпринимается интересный и принципиально новый подход к управлению тренировочными нагрузками в художественной гимнастике, а именно: с учетом не только количественных, но и качественных характеристик.
Известно, что спортивная результативность во многом определяется правильным планированием и коррекцией тренировочных нагрузок с учетом функционального состояния спортсмена. Однако, как показала практика, не всегда успех выступления гимнастки прямо зависит от количества и структуры выполненной работы. Нам представляется, что основной причиной этого является отсутствие учета качественной стороны исполнения, и в первую очередь учета количества потерь предмета. Подчас гимнастки при подготовке к соревнованиям выполняли большое количество комбинаций, а на соревнованиях выступали неудачно. При более тщательном анализе выясняется, что выполнение комбинаций сопровождалось большим количеством потерь предмета и сбоев, допущением грубых и значительных ошибок. Сравнение количественных величин различных параметров тренировочной нагрузки с качественной стороной позволит ответить на ряд вопросов, интересующих тренеров, а именно: в каком соотношении должно находиться количество комбинаций, выполненных в целом и по частям при строгом сопоставлении с числом ошибок.
Т. С. Лисицкая
В настоящее время широко изучаются вопросы управления тренировочными нагрузками в различные периоды тренировок. Подобные исследования в художественной гимнастике направлены на изучение подготовки гимнасток в индивидуальных упражнениях. Проблема управления тренировкой в групповых упражнениях до сих пор не изучалась. Вместе с тем этот вид художественной гимнастики занимает значительное место в программе крупнейших соревнований. Ежегодно проводятся чемпионаты СССР, чемпионаты Европы, мира, разыгрывается Кубок мира.
Использовать имеющийся опыт подготовки гимнасток в индивидуальных упражнениях возможно лишь отчасти, так как групповое упражнение характеризуется большей плотностью и продолжительностью (на 150—200%) упражнения по сравнению с индивидуальными композициями, синхронной и асинхронной работой, а также невозможностью тренироваться систематически всей группой в течение годового цикла. Все это создает своеобразные трудности, для решения которых требуются специальные исследования.
На уровне сборной команды Грузии по художественной гимнастике нами экспериментально опробованы возможные варианты планирования и педагогического контроля тренировочных нагрузок при подготовке группового упражнения.
Эксперимент проводился на протяжении 7 недель предсоревновательного этапа подготовки. В задачу эксперимента входила проверка разработанной на основе общетеоретических предпосылок и практического опыта модели, а также оценка эффективности предлагаемой системы педагогического контроля за количественными и качественными показателями тренировочных нагрузок. Объем тренировочной нагрузки оценивался по количеству выполненных элементов, соединений, комбинаций. Расчет интенсивности производился по формуле, предложенной Украном М. Л. и Земсковым Е. А. (1970):
И = ОКЭ · Т / 200
где ОКЭ — общее количество элементов, выполненных за тренировку; Т — продолжительность тренировки в с; 200 — коэффициент, вводимый для получения показателей, удобных в практике.
Помимо количественной регистрации раз-личных параметров тренировочной нагрузки проводился учет качества исполнения группового упражнения каждой гимнасткой на основе экспертной оценки. Учитывалось количество потерь предмета каждой гимнасткой, количество «захватов» предмета (неточной ловли) после бросков и перебросок, количество пропущенных элементов, связанных с потерей предмета.
Результаты наблюдений фиксировались в специальной таблице.
Учет тренировочных нагрузок в течение 7 недель позволил получить следующие данные: общий объем нагрузки составил в среднем для каждой гимнастки около 3480 элементов I и высшей групп трудности, выполненных индивидуально, 2705 больших перебросок, 2376 соединений, выполненных в парах, тройках, четверках, шестерках, 470 целых комбинаций. Результаты по микроциклам приведены в табл. 1.
Первый микроцикл был втягивающим, для него характерен средний объем нагрузки при низкой ее интенсивности. Основное внимание уделялось совершенствованию индивидуальной технике, точности построений. В данном микроцикле гимнастками было допущено наибольшее количество ошибок — 1539, при относительно малом количестве выполнения целых комбинаций — 32 (табл. 2).
Во втором микроцикле снижалась доля работы над индивидуальной техникой (до 23%) относительно суммарного объема работы для этой недели. Повысился объем работы по выполнению больших перебросок, увеличился объем работы по выполнению упражнения в целом (до 54). Основное внимание уделялось совершенствованию больших перебросок; синхронности работы в парах, тройках; четкости построений. При этом снизилось общее количество ошибок, допускаемых при выполнении целых комбинаций (до 1285).
В третьем микроцикле продолжала увеличиваться доля работы по выполнению целых комбинаций (до 66 раз). Основная задача этого микроцикла — достижение согласованности исполнения, стабильности выполнения больших перебросок. Резко снизилось количество допущенных ошибок (до 415).
Четвертый микроцикл — ударный по количеству элементов I и высшей группы трудности. На фоне достигнутой синхронности совершенствовалась индивидуальная техника спортсменок, главным образом выразительность движений. В 75 комбинациях было допущено 167 ошибок.
Пятый и шестой микроциклы — ударные по количеству целых комбинаций и выполнению больших перебросок. Основное внимание уделялось стабильности исполнения при сохранении высокой индивидуальной техники.
Седьмой микроцикл (предсоревновательный) характеризовался снижением нагрузки как по интенсивности, так и по количеству комбинаций. При этом наблюдалось дальнейшее уменьшение количества ошибок (см. табл. 2), что свидетельствует о росте стабильности исполнения. В среднем на каждый «прогон» приходилось около 0,75 ошибки.
В последующие три дня гимнастки участвовали в соревнованиях и допустили 4 потери предмета, т. е. почти столько же, сколько в среднем приходилось на каждую комбинацию в последнем микроцикле. Достигнутой стабильности оказалось недостаточно для более успешного выступления. Таким образом, как показали исследования, регистрация качества исполнения комбинаций является прогностическим показателем успешности выступления на соревнованиях.