Методика обучения юных боксеров по системе заданий является результатом изучения литературных источников, педагогических наблюдений, обобщения педагогического опыта работы с юными боксерами в ДЮСШ Фрунзенского районо Киргизской ССР и опроса ведущих тренеров Киргизии и Ленинграда.
Разработка тренером системы заданий требует изложения материала в последовательности. обеспечивающей логическую взаимосвязь частей, следующих одна, за другой — так называемых шагов-ступеней обучения. Каждая ступень — это определенное задание на действие, в котором тренер дает нужное количество информации о том, что и как делать и на что больше обратить внимание. Тренер оптимизирует организацию занимающихся, дает задания и управляет процессом.
Обучающиеся должны получить задание для самостоятельной работы, осмыслить и понять его, выделить главное в двигательном действии и на основании этого составить собственную модель данного действия (зрительный образ), затем спрограммировать — упорядочить последовательность своих действий и выполнить задание. На этом этапе тренер наблюдает за учеником, сравнивает и оценивает его действия, указывает пути индивидуального совершенствования. Таким образом, цикл за циклом юные спортсмены многократно выполняют действие в различных вариантах, ситуациях до тех пор, пока оно не станет навыком, и далее совершенствуют различные сочетания действий в условиях, приближенных к боевым.
Особенности бокса позволяют легче систематизировать процесс обучения, так как в этом виде спорта участвуют два противодействующих лица. Вначале один из них выполняет роль атакующего, а другой содействует проведению приемов и действий, а затем оба действуют как противники — один атакует, второй обороняется. Таким образом прием закрепляется в меняющихся ситуациях. В этих действиях не требуется стереотипных реакций, так как действия ацикличны. Основная структура приемов изучается и совершенствуется вместе с их вариантами в постоянно меняющихся условиях.
Основной формой организации учебно-тренировочной работы с юными боксерами является общепринятый групповой урок, состоящий из подготовительной, основной и заключительной частей. Обучение занимающихся упражнениям и действиям и совершенствование в них проводится по установленной трехэтапной схеме — ознакомление и опробование приема или Чтобы успешно руководить и управлять занимающимися по системе заданий, необходимо следующее:
1) вдумчиво подготавливать занятия, планировать тренирующие воздействия и задания в зависимости от состава занимающихся;
2) активно н оперативно проводить занятия и направлять деятельность учеников;
3) объективно и систематически оценивать действия обучаемых и подводить итоги занятий;
4) периодически давать домашние задания юным спортсменам по физической и технико-тактической подготовке.
Разберем эти стороны деятельности тренера и коллектива.
I. Подготовка к занятиям
а) тренер, имея исходные данные о занимающихся (их развитии, успеваемости в школе, состоянии здоровья и т. д.), исходном и нынешнем состоянии коллектива (по специальным тестам), планирует тренирующие воздействия по системе заданий и видам подготовки; б) составляет план конкретного занятия, дозирует нагрузку и предусматривает благоприятные условия для самостоятельной деятельности учеников.
II. Проведение занятий
После построения занимающихся, рапорта старосты и проверки посещаемости тренер рассказывает об основных задачах занятия и организует юных спортсменов так, чтобы они наилучшим образом воспринимали изучаемый материал и исполняли упражнения.
В подготовительной части урока — разминке — тренер называет упражнение, его назначение, иногда демонстрирует его и дает задание для исполнения. В основной части занятия тренер проводит приемы и действия с учетом специфики бокса:
1) перестраивает учеников так, чтобы их действия были безопасны, излагает частную задачу, называет прием или действие, демонстрирует его в боевом темпе, затем в замедленном, если нужно, по частям, акцентируя внимание на главном в технике выполнения, и определяет тактическое назначение действия;
2) затем дает задание, указывает дистанцию, интервалы, объясняет, если действия парные, что делают первые и вторые номера, и определяет время действий или число повторений. Началом выполнения является сигнал или команда тренера: «Начинайте!», «Действуйте!» и т. д. Для завершения действий подаются команды: «Стоп!», «Время!», «Достаточно!» или «Закончить упражнения!»
После того как ученики овладели основной структурой приема или действия, тренер дает задание многократно повторить действие и его варианты в зависимости от ситуации задач занятия. Иногда занимающимся дают проблемные задания и предлагают решить их самостоятельно;
3) во время выполнения задания тренер делает общие и персональные методические указания: на что обратить внимание, как устранить недостатки и ошибки в выполнении приемов. В паузах уточняет детали техники, тактики, если нужно, повторно демонстрирует действие сам или просит это сделать лучших учеников;
4) после многократного повторения приемов и их вариантов в различных заданиях тренер создает условия для применения действий в конфликтных ситуациях, приближенных к боевым. Действия каждого ученика и пар тренер оценивает в процессе групповых занятий, в просмотровой части урока, когда отдельные ученики или пары выполняют задание, а остальные наблюдают, а также в учебном бою на отдельный прием или в укороченных раундах с разными партнерами.
III. Подведение итогов занятия
При подведении итогов занятия необходимо записать, какой материал пройден, как усвоены задания, какая реакция на нагрузку, поведение учеников, их успехи и недостатки, какие новые методические приемы использованы, на что следует обратить внимание при самостоятельной подготовке учеников в домашних условиях и т. д.
IV. Домашнее задание
После подведения итогов урока тренер, учитывая возможности занимающихся, каждому дает носильное индивидуальное домашнее задание (в форме подготовленных фототаблиц размером 13x18 и 18X24 см) по физической, технико-тактической подготовке и совершенствованию излюбленных приемов.
Приведем пример частной методики обучения юных боксеров по системе заданий.
Частная задача
Научить занимающихся прямому удару левой в голову и защите от него подставкой внутренней части правой перчатки.
Организация занимающихся, постановка задачи и информация о действиях
Вначале тренер, построив группу в дне шеренги уступом лицом к себе (см. рис. 1). рассказывает о задаче урока, объясняет тактическое назначение приема и способы защит от него. Затем, построив группу в две шеренги лицом к центру зала (рис. 2), он с помощником демонстрирует прямой удар левой в голову и защиту от него, поворачиваясь к ученикам в профиль и анфас.
Задание на действия, их выполнение и управление занимающимися
Задание 1. Из основной боевой стоики первые номера, стоя из месте, наносят прямой удар левой в голову, вторые номера защищаются подставкой внутренней части правой перчатки с незначительным отклоном назад или назад-вправо (тренер с помощником повторно демонстрируют прием).
Исполнение в двух шеренгах (рис. 3), дистанция средняя, интервал на вытянутые в стороны руки. Действовать 1 мин, темп средний. Самостоятельно с команды «Начинайте!».
Методические указания:
руку возвращать по тон же линии, по которой наносился удар;
защищаясь, правую перчатку далеко вперед не выносить — закреплять ее в момент прикосновения бьющей перчатки партнера;
в момент удара голову не поднимать, правую перчатку держать перед подбородком — справа;
защиту подставкой сочетать с незначительным отклоном назад или назад-вправо — это намного смягчит удар партнера;
не напрягаться, действовать легко и свободнее и т. д.
По команде «Стоп!» поменяться ролями.
Задание 2. Инициатива у вторых номеров, первые защищаются. Действовать 1 мин по команде «Продолжайте!».
Персональные замечания тренера. Команда «Стоп!».
Задание 3. Вначале первые номера атакуют прямым ударом левой в голову в движении вперед, вторые защищаются подставкой правой перчатки с уходом назад, затем атакующие выполняют тот же удар, но с шагом назад, а защищающиеся, передвигаясь вперед (преследуя атакующего), сохраняют первоначальную дистанцию.
Исполнение в парах (рис. 4). Действовать 2 мин по команде «Начинайте!».
Методические указания:
при атаке шагом вперед вес тела переносить на вышагивающую ногу только после того, как будет выполнен удар;
защищаясь подставкой правой перчатки — левую руку не опускать;
защищающиеся должны сохранять заданную дистанцию, передвигаясь скользящими шагами;
прибавить темп и действовать точнее и т. д.
По команде «Стоп!» поменяться ролями.
Задание 4. Инициатива у вторых номеров, первые защищаются. Условия прежние. «Действуйте!»
Замечания тренера. Команда «Стоп! Расслабиться!».
Задание 5. Парные упражнения в прямых ударах левой в голову и защитах от них, передвигаясь влево и вправо по кругу (рис. 5).
Первые номера атакуют, вторые защищаются. Темп быстрый. Действовать 2 мин по команде «Начинайте!».
Методические указания:
атакующие, передвигаясь влево или вправо, должны раскрывать защиту партнера;
защищающиеся, своевременно поворачиваясь по направлению к партнеру, должны противопоставить защиту подставкой внутренней части правой перчатки и т. д.
Команда «Стоп! Расслабиться!». Поменяться ролями.
Задание 6. Вторые номера атакуют, первые защищаются. Условия прежние. «Продолжайте!».
Методические указания тренера. Команда «Стоп! Расслабиться!».
Задание 7. Парные упражнения в прямых ударах левой в голову и защитах от них подставкой внутренней части правой перчатки в свободном передвижении по залу (рис. 6). Одни атакуют, другие защищаются.
Действовать 2 мин, дистанция дальняя, темп быстрый. Начинать по команде «Время!».
Методические указания:
при нанесении удара излишне не наклоняться, вес тела равномерно распределять на обе ноги;
защищаясь подставкой правой перчатки, левую руку не опускать, подстраховывать ею одноименную сторону туловища;
в конечный момент удара кисти сжать — это предохранит пальцы от повреждений и т.д.
Команда «Стоп!». Поменяться ролями.
Задание 8. Условия (продолжительность, дистанция, темп) прежние. Начинать по команде «Время!».
Методические указания:
после каждого исполнения приемов атаки и защиты проверять правильность боевой стойки и т. д.
Команда «Стоп!». Перерыв 1 мин.
Задание 9. Контрольные бои (рис. 7) в условиях, приближенных к боевым,— на атаку прямым ударом левой в голову защита подставкой правой перчатки. Продолжительность боя — один раунд (1,5 мин). После боя — персональная оценка действии. Просмотр и оценка каждой пары.
Затем тренер, усадив занимающихся на гимнастических скамейках (рис. 8), в паре с одним из учеников знакомит юных спортсменов с очередными, более сложными, приемами защиты — уклонами вправо, влево — и предлагает им упражняться в этих приемах перед зеркалом при самостоятельной подготовке.
В завершение урока тренер проводит упражнения на расслабление, предлагает убрать инвентарь, подводит итоги занятия и дает каждому ученику индивидуальное домашнее задание по физической и технико-тактической подготовке.
В этой статье мы попытались раскрыть частную методику обучения юных боксеров по системе заданий для творческой самостоятельной деятельности под руководством тренера.
В таком плане изучаются и совершенствуются все приемы и действия в боксе, а также проходит функциональная подготовка юных спортсменов и воспитываются важнейшие моральные и волевые качества. Изложенная методика системы заданий для самостоятельной деятельности может быть использована при обучении и воспитании учащихся средних школ и студентов вузов но другим спортивным специализациям. Разработка такой частной методики является важной задачей специалистов по физическому воспитанию.